Сегодня в Цхинвал прибывает делегация ЕС во главе со спецпредставителем по кризисным вопросам в Грузии Пьером Морелем. Гости ознакомятся с позицией Южной Осетии в преддверии очередного обсуждения ситуации на Южном Кавказе в Женеве 18–19 ноября. И попытаются ее трансформировать так, чтобы второй раунд переговоров в Швейцарии не оказался провальным, как первый – 15 октября.
За минувший месяц позиции сторон не изменились. Грузия по-прежнему считает допустимым участие в женевских консультациях представителей Южной Осетии и Абхазии только в составе делегации России. Бывшие грузинские автономии настаивают на равноправии. Представители российского МИДа уже в ультимативной форме требуют от ЕС допуска к переговорам абхазской и южноосетинской делегаций в качестве самостоятельных единиц. В противном случае встреча в Женеве теряет смысл, и российская делегация может отказаться от участия в ней, сказал «НГ» представитель МИД РФ.
Министр иностранных дел Южной Осетии Мурат Джиоев сообщил «НГ»: «Мы выслушаем предложения Пьера Мореля, ознакомим его с нашей позицией. Если условия встречи в Женеве окажутся приемлемыми, то наша делегация отправится на переговоры». По словам министра, требование у Цхинвала единственное: участвовать в переговорах на равноправных условиях, то есть в качестве самостоятельной делегации. При этом Джиоев затруднился сообщить, кто может ее возглавить, – для прежнего руководителя, бывшего вице-премьера правительства Бориса Чочиева в новом кабинете министров ЮО должности не нашлось. «Вопрос с главой делегации носит технический характер», – пояснил «НГ» Джиоев.
Между тем Тбилиси, откуда европейская делегация намерена выехать в Цхинвал и куда прибыла вчера из Сухума, подтвердил жесткую позицию в отношении участия абхазской и южноосетинской делегаций во втором раунде женевских переговоров. «Только в составе российской делегации, – заявил «НГ» госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили. – В этом случае не поедут в Женеву?.. Это их право. Мы не пойдем на шаги, которые хоть как-то могут намекать на суверенитет наших автономий. А если переговоры не состоятся, то в их срыве ЕС обвинит Россию». Грузинскую делегацию в Женеве после недавних перестановок в правительстве, вероятно, будет возглавлять замминистра иностранных дел Гига Бокерия. Возможным переговорам конструктивизма это вряд ли добавит – у Бокерии репутация апологета унитарного государства.
Нет больших надежд на плодотворность женевской встречи и у Сухума. Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба был предельно аккуратен в комментариях. «Делегация, в которой были представители ООН, ЕС, ОБСЕ, побывала у нас в понедельник. Мы подтвердили Пьеру Морелю нашу позицию: будем участвовать в переговорах как независимое государство, иначе и смысла нет», – сообщил «НГ» Шамба. По его словам, есть определенные позитивные подвижки, позволяющие надеяться на то, что встреча в Женеве может состояться. «Я не могу говорить о них – положение очень неустойчивое, и любое слово может навредить», – сказал Шамба. При этом министр счел возможным сообщить, что позитив заключается не в изменении позиции Тбилиси, а в позиции медиаторов: внимание, которое они стали уделять Сухуму, равно как и Цхинвалу, выглядит обнадеживающе – Запад приходит к пониманию, что без прямого участия Абхазии и Южной Осетии в переговорах вопросы не решатся. «А игнорирование посредниками нашей позиции не позволит нам принять участие в женевской встрече. Мы готовы к ней, но как полноценные участники политических дискуссий, а не в качестве экспертов с неформальным статусом», – сказал «НГ» Шамба. По его словам, Сухум прекрасно понимает сложность ситуации, это целый клубок проблем, который ради безопасности и стабильности в регионе предстоит распутать.
Немецкий политолог, член Совета по внешней политике Германии Александр Рар полагает, что существующие между сторонами противоречия все-таки будут сглажены. «Грузии придется пойти на компромисс. Во-первых, нет никаких знаков со стороны Запада, поощряющих ее позицию. Во-вторых, ЕС является главным донором Грузии, выделяются внушительные средства не только для восстановления пострадавшей в ходе августовской войны инфраструктуры, но и для существенного снижения финансовых рисков, вызванных мировым кризисом. Таким образом, у Европы, заинтересованной в стабилизации на Южном Кавказе, есть эффективные рычаги воздействия на Грузию», – заявил «НГ» Рар. Немаловажно, по словам политолога, и изменение мировой конъюнктуры: налицо симптоматика потепления отношений между США и Россией – Барак Обама готов встретиться с Дмитрием Медведевым; лидеры Евросоюза желают продолжить диалог с Россией и доламывают сопротивление неофитов ЕС; на Западе зреет понимание того, что Абхазию и Южную Осетию у России не отнять. «Пока Тбилиси продолжает довольно умело играть на внутренних противоречиях Запада. Но с уходом Буша–Чейни эти возможности будут урезаны и речь пойдет уже о сохранении лица. Собственно, и у Европы будет та же цель – помочь в этом Грузии», – заявил «НГ» Александр Рар.