Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) ведет переговоры с российской стороной о доведении ежегодной транспортировочной мощности нефтепровода Баку–Новороссийск до 5 млн. тонн. Об этом журналистам в Баку сообщил президент компании Ровнаг Абдуллаев.
«По маршруту Баку–Новороссийск прокачиваются только остаточные объемы нефти самой ГНКАР. Но из-за того, что мы добиваемся диверсификации поставок на мировые рынки, мы хотим все линии поставок содержать в физически работающем состоянии. Поэтому ведем переговоры с Россией о доведении пропускной мощности Северного трубопровода до 5 миллионов тонн в год», – отметил Ровнаг Абдуллаев.
Однако это не единственная причина, заставившая Баку вспомнить о недогруженности северного маршрута, по которому Азербайджан начал перевалку сырой нефти в 1997 году. Пропускная способность этого трубопровода составляет 5 млн. тонн в год, но за годы его эксплуатации на проектную мощность выйти не удалось. К примеру, в 2007 году по Баку–Новороссийску переправлено 2 млн. 228 тыс. 712,3 тонны нефти. Из них 1 млн. 228 тыс. 728,8 тонны приходится на долю ГНКАР, а 999 тыс. 983,5 тонны – на долю Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), которая разрабатывает блок каспийских месторождений Азери-Чираг-Гюнешли.
Российская сторона не раз поднимала вопрос об увеличении объемов перевалки азербайджанской нефти в направлении Новороссийска. Однако ГНКАР и иностранные компании приоритетными считали загрузку нефтепроводов Баку–Супса, а затем и Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) общей мощностью в 60 млн. тонн в год. Более того, несколько лет назад зазвучали заявления о том, что следует вовсе отказаться от северного маршрута или использовать его в реверсном режиме для прокачки нефти российских компаний по БТД. Но форс-мажорные обстоятельства – взрыв на турецком участке нефтепровода БТД, а также война в Грузии, в результате чего убытки Азербайджана составили 50–70 млн. долл. в сутки, заставили Баку иначе посмотреть на трубопровод Баку–Новороссийск.
По данным консалтинговой компании Caspian Energy Alliance, в результате простоя БТД и Баку–Супса экономический ущерб Азербайджана и иностранных участников проектов разведки и разработки офшорных азербайджанских месторождений, по предварительным подсчетам, в общей сложности составил около 500 млн. долл. Убытков было бы больше, если бы не стабильное функционирование северного маршрута. В январе–августе текущего года по Баку–Новороссийску ГНКАР перевалила около 865 тыс. тонн собственной нефти, которую закупали Турция, Румыния, Украина, Хорватия, Испания и Италия. Следует отметить, что сегодня объемы транспортировки азербайджанской сырой нефти по северному маршруту составляют 90 тыс. баррелей в сутки. Но этого недостаточно, чтобы выйти на проектную мощность Баку–Новороссийска.
Всего же с начала транспортировки нефти по маршруту Баку–Новороссийск (с 1997 по 2007 год) по нему экспортировано около 30 млн. тонн нефти при тарифе 15,67 долл. за прокачку тонны нефти.
Баку