Сегодня в турецкой провинции Карс состоится церемония открытия второй очереди строительства железной дороги Баку–Тбилиси–Карс (БТК). Он задуман как транспортный коридор, соединяющий Восток с Западом в обход России. Этому проекту в регионе придается особое значение, и потому в мероприятии примут участие президенты Азербайджана, Грузии и Турции – Ильхам Алиев, Михаил Саакашвили и Абдулла Гюль, а также министры транспорта трех стран.
Как заявил «НГ» источник в транспортном ведомстве Азербайджана, в рамках проекта на территории Турции будет построен недостающий участок железной дороги протяженностью 76 км, который соединит стальные магистрали Турции и Грузии. Открытие железнодорожного сообщения планируется на 2011 году. Через два года после этого Анкара планирует завершить реализацию собственного проекта «Мармарай» – строительство туннеля под Босфором, что позволит открыть железнодорожное сообщение в Европу.
Проект БТК является детищем президента Ильхама Алиева, поставившего перед собой цель превратить Азербайджан в транспортный мост между Западом и Востоком. По мнению местных аналитиков, БТК открывает новые возможности для карго-перевозок между Азией и Европой. В этом случае путь между континентами фактически станет более коротким, чем сегодня.
Согласно подсчетам вначале по этому маршруту в год предполагается перевозить 1 млн. пассажиров и 6 млн. 500 тыс. тонн грузов. В 2034 году эти показатели достигнут соответственно 3 млн. пассажиров и 17 млн. тонн грузов.
Проект БТК включает строительство ветки Карс–Ахалкалаки протяженностью 105 км, из которых 76 км – на турецкой территории, 29 км – на грузинской. Кроме того, в Грузии будет реконструирован 183-километровый участок железной дороги Ахалкалаки–Марабда–Тбилиси.
Любопытно, что данный проект был единственным, к которому международные финансовые институты не проявили интереса. Их решение воздержаться от финансирования реализации БТК инициаторы проекта восприняли как политическое. И тогда Баку, больше всех заинтересованный в функционировании этой магистрали, согласился выделить Грузии кредит в 200 млн. долл. на строительство и реабилитацию грузинского участка БТК. Кредит, который Тбилиси компенсирует за счет доходов, полученных от эксплуатации железной дороги на своей территории, выдан на 25 лет под 1% годовых с возможностью продления срока погашения. Строительные работы на территории Грузии осуществляет азербайджанская компания «Азериншаатсервис». В соответствии с условиями тендерного соглашения, предусматривающего создание инфраструктуры на грузино-турецком участке, в том числе строительство 1,2-километрового туннеля, «Азериншаатсервис» должна сдать объект до 1 октября 2009 года. Общая стоимость соглашения – 79 млн. долл. Следует отметить, что проект в целом оценивается в 422 млн. долл. с учетом сопутствующей инфраструктуры – в 600 млн. долл.
Баку