В преддверии первого официального визита в Азербайджан президента РФ Дмитрия Медведева, который запланирован на 4 июля, Баку и Москва сверяют позиции во всем, что касается двусторонних отношений. На этом фоне особую актуальность приобретает строительство железной дороги в рамках международного транспортного коридора «Север–Юг». Проект является одним из приоритетных направлений развития железных дорог России, Азербайджана и Ирана и призван обеспечить транзитные перевозки грузов из Скандинавских стран до берегов Индийского океана.
Переговоры между Россией, Азербайджаном и Ираном, намеренных совместными усилиями привести в надлежащий вид дорогу на территориях этих стран, ведутся почти 10 лет. Очередная трехсторонняя встреча состоялась на днях в Баку. По ее итогам был принят документ, который бесспорно послужит толчком в ускорении процесса реализации проекта. В частности, было обсуждено предложение российской стороны по совместной концепции сотрудничества и принято решение о подготовке соответствующего бизнес-плана.
Раскрывая суть этих предложений, руководитель российской делегации на встрече, замначальника стратегического развития ОАО «РЖД» Алексей Столяров заявил журналистам: «Мы бы хотели, чтобы работа в рамках проекта велась системно как на иранской территории, так и на азербайджанской. Это перспективная грузообразующая дорога, и российская сторона должна принять в этом проекте непосредственное участие, в том числе возможно участие в инвестировании в строительство, в разработке ТЭО (технико-экономическое обоснование. – «НГ»), в проектных работах. Мы готовы предоставить возможности своих проектных институтов и совместно со всеми сторонами реализовать данный проект».
По его мнению, основным фактором, сдерживающим реализацию идеи, является «несогласованность действий сторон». «Перспективы этого коридора очень велики, те объемы, которые могли бы пойти по нему, сейчас идут в обход, или вообще экономически нецелесообразны, или не могут реализоваться потому, что нет эффективного маршрута по суше. В первую очередь здесь надо работать не столько над созданием самого маршрута, сколько над совместной разработкой ценовой политики, совместной проработкой технологических вопросов», – сказал Столяров.
В итоговом документе отмечено, что иранская сторона обязуется финансировать строительство железнодорожного участка от Казвина до Решта. Работы в этом направлении выполнены на 90%. Азербайджан должен модернизировать железнодорожный участок от станции Ялама на границе с Россией до Астары (на границе с Ираном), протяженностью более 500 км, построить 4 станционных пути (каждый по 1050 м), таможенные и пропускные мосты, пункт по смене колесных пар, а также мост длиной в 101 м.
«Мы четко представляем преимущества данного коридора как для перевозчиков, так и для грузовладельцев, и надеемся на скорую реализацию проекта строительства железной дороги Казвин–Решт–Астара (Иран) – Астара (Азербайджан)», – заявил «НГ» заместитель начальника Азербайджанской государственной железной дороги (АГЖД) Интигам Гусейнов.
Суть проекта заключается в продлении панъ-европейского коридора Хельсинки–Петербург–Москва для мультимодальных (в железнодорожных вагонах, цистернах, контейнерах, автотрейлерах) перевозок через Азербайджан в Иран, Индию и страны Персидского залива.
По мнению экспертов, реализация проекта «Север–Юг» сулит очевидные преимущества не только участвующим в нем странам, но и другим государствам. Во-первых, сухопутный путь из Европы до Индийского океана сократится на 800 км, что позволит в течение года увеличить объемы грузоперевозок в этом направлении до 1 млн. 200 тыс. тонн, а в перспективе – до 20 млн. тонн. Во-вторых, транспортировка грузов по этой железной дороге будет на 10–15% дешевле и сократит время в пути на 20 дней по сравнению с Суэцким каналом.
И, наконец, «Север–Юг» фактически станет новой картой транспортных потоков, которая повлияет на расклады геополитические и геоэкономические. По этой причине задействованные в проекты страны решили ускорить его реализацию.
Баку