«Железнодорожные войска России обладают всем необходимым для того, чтобы восстановить железнодорожное сообщение на территории Абхазии». Это заявление сделал на пресс-конференции командующий этими войсками генерал-лейтенант Сергей Кримец. Он сказал, что такой команды его подчиненные не получали, но если она поступит, они ее выполнят.
«Как любой род войск, Железнодорожные войска эти вопросы обязаны просчитывать и обязаны быть готовы к их выполнению, если будет на то политическое решение», – сказал генерал, отвечая на вопрос представителей СМИ. «Железнодорожные войска просто обязаны быть готовы», – добавил он.
Правда, то, что восстанавливать железную дорогу в Абхазии, мосты и путевые переходы в непризнанной республике, разрушенные во время наступления грузинских войсковых формирований в середине 1990-х годов, будут именно российские военные, уверенности нет. На эту работу претендуют многие коммерческие фирмы, связанные с ремонтом и модернизацией железнодорожного путевого хозяйства. И, как намекнул генерал, у них гораздо больше всяческих возможностей, чтобы получить контракт. Уже объявлено, что абхазские предприятия и фирмы примут участие в создании объектов в Сочи для зимней Олимпиады 2014 года, и конкурс на участие в этой работе наверняка будет очень острым. Вряд ли военные сумеют в нем победить.
По крайней мере на сегодняшний день военным железнодорожникам не поручили никаких работ, связанных с предстоящей в Сочи Олимпиадой, как и с участием в создании объектов во Владивостоке, в Приморском крае и на острове Русский в преддверии саммита АТЭС, который запланирован на 2012 год. А между тем Железнодорожные войска России, как сказал генерал Кримец, готовы выполнить работы любой сложности. Они известны тем, что построили восточную, самую сложную по географическим и ландшафтным условиям, часть Байкало-Амурской магистрали. Восстановили в Чечне по капитальной схеме 18 железнодорожных мостов на горных реках Аргун, Джалка, Аксай, Терек и других, проверили и очистили от мин и минно-взрывных зарядов 385 тыс. железнодорожных путей, обезвредили более 2 тыс. взрывоопасных предметов, построили 1600 м новых железных дорог. И даже сегодня продолжают охранять и сопровождать многие железнодорожные эшелоны, которые проходят по территории республики. По словам генерала, только в этом году они провели через Чечню 3,5 тыс. единиц подвижного состава.
В Чечне у военных железнодорожников действуют два отдельных восстановительных железнодорожных батальона. Это несколько тысяч военнослужащих-контрактников с необходимой боевой техникой. А то, что техника у военных, как говорят, на уровне мировых стандартов и иногда даже выше, свидетельствуют такие факты. В 2005 году они на глазах у двух министров – транспорта и обороны – перекрыли Волгу в районе Ярославля наплавным железнодорожным мостом длиной в полкилометра и по нему прошел железнодорожный состав, загруженный по полной программе. Перед этим таким же способом перекрывали Енисей, где настолько быстрое и бурное течение, что вода в реке не замерзает даже в сибирские морозы, что доходят до -40–50 градусов по Цельсию.
В Абхазии таких морозов нет. Есть не менее коварные и быстрые горные реки. Но кому достанется честь восстановить на них железнодорожные мосты – вопрос очень большой политики.