Украинская власть занялась наведением порядка в информационном пространстве. Пока речь идет об украинизации вещания, сопряженной с техническими сложностями для ряда телеканалов. Пиковый момент «упорядочивания» придется на начало лета, когда все центральные органы власти обязаны будут представить концепцию национальной безопасности в сфере информации.
Кампанию начал президент Виктор Ющенко, который на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) заявил, что существующая система вещания позволяет иностранным игрокам рынка проводить в Украине информационные войны в интересах своих государств. «Это является серьезным вызовом для стабильной общественной жизни. Есть несколько центров, которые работают не на украинскую политику, а проводят политику иностранных государств. Отсюда возникает вопрос: чье мы государство?» – возмутился президент.
По итогам заседания СНБО принял ряд решений: правительству поручили в течение двух месяцев разработать и внедрить систему подчинения в вопросах контроля над информационным пространством, а Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания – ужесточить и упорядочить выдачу лицензий. Было также решено до лета разработать всеобъемлющую концепцию национальной безопасности в информационном пространстве.
Представители Нацсовета подтверждают, что новшества в первую очередь преследуют цель украинизации теле- и радиоканалов. То есть сложнее придется операторам кабельного телевидения, которые до сих пор ориентировались на покупку и трансляцию преимущественно российского продукта. По данным СНБО, соотношение украинских и зарубежных программ на кабельных каналах составляет 34 к 66%. При этом кабельные сети занимают 60% рынка, эфирное телевидение – 39%, спутниковое – 1%.
Впрочем, эти данные не вполне верны, уточняют представители Нацсовета. По их словам, до последнего времени большинство компаний, получивших лицензии на спутниковое вещание, передавали сигнал по кабельным сетям. Со 2 марта Нацсовет ввел новые правила: теперь тем же компаниям придется получать вторую лицензию, чтобы выходить на сетевое вещание, или – передавать сигнал только на специальные антенны. Председатель Нацсовета Виталий Шевченко поясняет: «И раньше спутниковая лицензия не давала права на вещание в кабеле – это другой вид вещания».
Кабельное телевидение, в свою очередь, согласно украинскому законодательству, обязано украинизировать продукцию. Кабельщики говорят: это требование практически невыполнимо, разве что если вовсе отказаться от российских телепрограмм и фильмов. По словам президента ассоциации «Укртелесеть» Василия Анипченко, Нацсовет требует, чтобы весь продукт был дублирован на украинский язык: «Это просто невозможно. Каким образом можно продублировать идущую в прямом эфире телепрограмму? Да и фильм, идущий по НТВ, никак не «адаптируешь». Хотя кабельные телеканалы получают лицензию на 10 лет, но сейчас фактически стартовала кампания по перелицензированию.
Изменения коснулись и эфирных каналов. Нацсовет недавно обнародовал свои новые требования относительно соотношения украиноязычной и другой продукции в украинском эфире. На общенациональных каналах вещание на иностранных (в том числе – русском) языках должно сократиться до 15% (ранее требовалось, чтобы украинская продукция составляла 75%, иностранная – 25%); на территории компактного проживания национальных меньшинств (в первую очередь речь идет о русских) вещание на их языке ограничивается для региональных телекомпаний 25% (раньше не ограничивалось).
Между тем с публичным протестом против новой политики выступила пока только одна организация – Независимая ассоциация вещателей. Она на днях направила в Нацсовет открытое письмо, в котором обвинила органы государственной власти в нарушении Конституции и законов, которыми регламентируется языковое соотношение. Вчера этот же вопрос обсуждался в Крыму – в ходе выездного заседания специального парламентского комитета.
Неофициально представители телекомпаний отмечают, что намерены выждать. Еще неизвестно, чем закончится наведение порядка, затеянное президентом. Они напоминают, что экс-президент Леонид Кучма к концу своего правления попытался сделать что-то подобное. Он тоже собрал СНБО и заявил, что «в Украине закрывают глаза на иностранные компании, работающие в радио- и телевизионном эфире республики. По этой проблеме нужно принимать конкретные меры». Тогда решение СНБО было гораздо более жестким, нежели сейчас. Но спустя год начатая кампания затихла: спрос (зрители) определили предложение (язык вещания).
Киев