Новые газовые инициативы Юлия Тимошенко обнародовала в Брюсселе.
Фото Reuters
Украина в ближайшее время выставит свои нефтегазовые месторождения на продажу на открытых аукционах. Инвесторов сразу предупреждают, что в случае нарушения обязательств их собственность вернут государству. Впрочем, эксперты считают, что желающих участвовать в добыче нефти и газа в Украине останавливают другие проблемы: система власти и распределение политических ролей в Киеве в любой момент могут измениться.
Премьер-министр Юлия Тимошенко уже неделю остается главным, если не единственным ньюсмейкером украинской политики. Только приостановив газовый кризис, она дважды за последние дни посетила Брюссель: 6 марта отправилась на конференцию по случаю женской солидарности, а 9–10 – на круглый стол по вопросам сотрудничества Украины и ЕС.
Вторая поездка премьера оказалась богатой сенсациями: Тимошенко пообещала до лета приватизировать украинские стратегические предприятия и создать комфортные условия для западного бизнеса. Конкретным предложением на встрече, в которой принимали участие представители Shell, стало приглашение инвесторов к участию в разработке нефтегазовых месторождений Украины.
Премьер пояснила, что сейчас скважины эксплуатируются неэффективно, поэтому «каждый потенциально эффективный участок или каждое разведанное месторождение через выдачу лицензии будет выставлено на аукцион с государственными условиями». Она тут же добавила: «Если определенное время месторождение не будет разрабатываться, то оно будет возвращаться в собственность государства и будет объявлен новый аукцион для привлечения эффективных инвесторов. Мы от инвесторов ожидаем динамичных действий, если они пришли и хотят работать в Украине».
Эксперты уверены, что Тимошенко говорила в первую очередь о добыче газа. Заявлением в Брюсселе она убила трех зайцев. Во-первых, намекнула «Газпрому» на необходимость быть сговорчивее, поскольку Украина способна снизить зависимость от российских и центральноазиатских поставок. Правительство исходит из того, что, согласно официальным данным, прогнозируемые запасы газа в Украине составляют около 5 трлн. куб. м, разведаны только 1,2 трлн. Из них не более 70% уже разрабатывается.
Во-вторых, Тимошенко привлекла внимание и симпатии европейских бизнесменов, которые давно пытаются выйти на украинский газодобывающий рынок. Сейчас почти весь газ в Украине (около 20 млрд. куб. м ежегодно) добывают дочерние структуры государственной компании «Нафтогаз Украины» – государственное АО «Черноморнефтегаз», ОАО «Укрнафта» и добывающая компания «Укргаздобыча». На долю негосударственных компаний приходится, по оценкам специалистов, не более 5% рынка. С 2006 года на рынок вышла компания Shell Energy Ukraine, которая продавала девяти восточноукраинским предприятиям газ, добываемый Poltava Petroleum Company, и собиралась инвестировать в новые месторождения. В прошлом году американская компания Star Energy Corporation подписала соглашение о приобретении прав на разработку трех нефтегазовых месторождений в Украине общими запасами свыше 17 млн. т нефти и 2,5 млрд. куб. м газа. Компании, выполнявшие роль посредников по поставкам центральноазиатского газа – «РосУкрЭнерго» и «УкрГазЭнерго», заинтересовались разработкой нескольких месторождений на наиболее перспективном участке – на шельфе Черного моря. Однако ни одно украинское правительство пока не обеспечило иностранным бизнесменам возможность широко развернуться в Украине. Тимошенко обещает это сделать.
В-третьих, украинский премьер брюссельским заявлением сделала серьезное предупреждение компании «Укрнафта», которая ранее пообещала до 17 марта законсервировать 140 газовых скважин. Компания, частично контролирующаяся украинской бизнес-группой «Приват», протестует против ценовой политики правительства, вынуждающего продавать газ украинской добычи значительно дешевле импортного. Выполнение «Укрнафтой» угрозы приведет к сокращению объемов собственного газа в Украине на 950 млн. куб. м (около 5% от всей добычи), поясняют эксперты. Руководители «Укрнафты» считают, что при нынешнем положении вещей через 3–4 года Украина вообще перестанет добывать собственные энергоресурсы. Тимошенко ответила на этот вызов приглашением иностранных инвесторов.
Представители Ассоциации «Газовые трейдеры Украины» сказали «НГ», что заявление премьера следует воспринимать скорее как политический жест, нежели как декларацию о намерениях. «Правительство пока никак не разрешило все те проблемы, которые не позволяли иностранным компаниям выйти на украинский рынок ранее», – пояснил представитель организации. Он перечислил основные препятствия для работы как российских, так и западных компаний в Украине: чрезвычайно завышенная стартовая цена лицензий на освоение месторождений; отсутствие льгот для разработчиков месторождений в труднодоступных местах или на значительной глубине; нечеткое распределение прав и обязанностей между добытчиками и государством; крайне усложненная, многоэтапная и длительная процедура землеотвода под освоение месторождений; политическая нестабильность и меняющиеся правила игры.
В отношении первой части претензий ясности нет. Вчера чиновники украинского правительства не располагали документами, которые свидетельствуют о намерении Юлии Тимошенко создать приемлемые условия для инвестиций в добычу нефти и газа. Вместе с тем они допускали, что такие документы «разрабатываются и будут обнародованы позже». Что касается опасений в политической нестабильности, то, очевидно, ситуация не изменится к лучшему.
Показательно, что Юлия Тимошенко в Брюсселе заявила о недопустимости дальнейшего существования двоевластия в Украине. Она сказала, что центр власти в результате запланированной на этот год конституционной реформы должен переместиться либо в президентский секретариат, либо в правительство. Тимошенко считает, что Верховная Рада склонна утвердить второй вариант. Это означает, что Украина станет парламентской республикой.
В тот же день замглавы президентского секретариата, секретарь Национального конституционного совета Марина Ставнийчук в интервью изданию «Главред» сообщила: «Для Украины является компромиссной смешанная форма правления. То, что существует определенный дуализм по линии исполнительной власти, четко не разграничены полномочия президента и кабинета министров, это только начало разговора». А Виктор Ющенко пообещал расставить все акценты в украинской политике. «Уже невозможно без гнева смотреть на то, как бесконечная политическая суматоха и интриги, скрытые за красивыми лозунгами, тормозят наше движение вперед», – сказал он в одном из выступлений. Тимошенко уверена, что это не означает ее отставки, она пообещала западным бизнесменам, что нынешнее правительство будет работать много лет.
Киев