Власти Туркмении заявили о возобновлении работы в Баку туркменского посольства. После затянувшейся на семь лет паузы в дипотношениях Ашхабада и Азербайджана эта новость в обеих странах прозвучала как сенсация. Эксперты связывают изменение политики туркменского руководства на азербайджанском направлении с готовностью сторон к компромиссному решению по разделу Каспия, отсутствие которого в свое время привело к кризису в двусторонних отношениях.
О том, что в новом году в Баку снова заработает дипломатическое представительство Туркмении, в среду азербайджанским журналистам сообщил представитель туркменского внешнеполитического ведомства. Но решение об этом в Ашхабаде приняли раньше, о чем президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов сказал на недавней встрече с премьер-министром Азербайджана Артуром Расизаде.
Туркменское посольство в Баку было закрыто в конце 1990-х годов. Разрыв отношений стал следствием политических разногласий по статусу Каспия, а также спора за крупное нефтяное месторождение «Кяпяз» (туркменское название «Сердар»). Суть проблемы в том, что месторождение расположено на морской границе двух государств. Его запасы оцениваются в 80 млн. тонн нефти и 32 млрд. кубометров газа.
После распада СССР Азербайджан и Туркмения не смогли договориться между собой и с Ираном о делимитации границ Каспия. Баку настаивал на разделе моря по срединной линии от берега, что дает ему явные преимущества на владение нефтяными запасами, а Туркмения считала справедливым раздел Каспия с учетом прибрежных нефтяных скважин.
Ситуация изменилась с приходом к власти в Туркмении Гурбангулы Бердымухамедова. Возобновились не только дипломатические отношения, но и активизировался переговорный процесс по спорным вопросам, решение которых сулит большие выгоды двум соседним государствам. Баку ответил на это предложением о совместной разработке месторождения «Кяпяз». Его официально обнародовал министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев.
По мнению эксперта Илхама Шабана, это предложение отвечает интересам обоих государств. Туркмения, имеющая слабый технический потенциал – у страны не хватает морских бурильных установок, научных разработок и квалифицированных морских геологов, могла бы стать крупным нефтедобывающим государством. Азербайджан же, который не только добывает, но и является главным поставщиком углеводородов по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан, тем не менее заинтересован в получении дополнительных объемов нефти и газа.
Эти обстоятельства, а также перспективы участия в европейском проекте Nabucco настраивают Азербайджан и Туркмению на сотрудничество.
Недавно Бердымухамедов дал согласие подключиться к европейской энергетической хартии, в основе которой – диверсификация доставки энергоресурсов из Каспийского бассейна в Старый Свет. Речь в данном случае идет о проекте Nabucco. По мнению первого заместителя президента Госнефтекомпании Азербайджана Хошбахта Юсифзаде, если намерения Ашхабада участвовать в этом проекте серьезны, то реализовать его будет несложно. На Каспии уже существуют соответствующие коммуникации, остается лишь проложить 60 км трубопровода, чтобы соединить туркменский берег Каспия с азербайджанским.
Баку