Белоруссия продала 40% акций ЗАО «Юнисон» иранской компании Iran Khodro. Соответствующее соглашение стороны подписали вчера в Минске. Правительство страны связывает с реализацией проекта надежды на создание в перспективе собственного производства легковых автомобилей вместо существующих сборочных цехов.
Для обсуждения проекта и подписания необходимых документов в Минск прибыл президент компании Iran Khodro Манучер Мантеги. Накануне он встретился с премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским. «В Белоруссии будет строиться вторая очередь завода по сборке иранских легковых автомобилей┘ Белоруссии важно выйти на внешний рынок с такой продукцией, как легковой автомобиль», – сообщила пресс-служба белорусского правительства, рассказывая об итогах этой встречи.
По ее окончании министр промышленности Белоруссии пояснил журналистам, что постепенно планируется увеличивать долю белорусских составляющих в совместном автомобиле до 50%, что и позволит говорить о переходе страны в статус производителя легковых автомобилей.
Напомним, что в Белоруссии на площадях ЗАО «Юнисон» уже собираются иранские автомобили «Саманд». Планируется, что теперь помимо сборки будут осуществляться сварка и покраска. В дальнейшем возможна организация производства запасных частей к белорусско-иранским автомобилям. В планах к тому же расширение линейки производимых авто. «Мы изучаем белорусский рынок и планируем разместить здесь производство нескольких моделей легковых автомобилей различных классов», – пояснил Манучер Мантеги. По его словам, в перспективе годовой объем производства должен достигнуть 60 тыс. автомобилей. Первоначальные инвестиции иранской компании составят 6 млн. долл. В дальнейшем их объем будет увеличен.
После продажи 40-процентного пакета акций доли сторон в уставном капитале ЗАО «Юнисон» распределятся следующим образом: государству в лице Министерства промышленности будет принадлежать 26%, английской компании «Фенокс» – 23%, ЗАО «Юнисон» – 11,3% акций. Соответственно остальные 39,7% – Iran Khodro.
Местная общественность встревожена амбициозными планами своего правительства и его оптимизм не разделяет. К качеству «Самандов», которых собрали уже 300 штук, имеются большие претензии. Специалисты автомобильного рынка утверждают, что, едва сойдя с конвейера, они требуют постоянного ремонта. Потребители, которые успели оценить качество так называемых иномарок, также недоумевают, зачем изобретать велосипед, если его можно просто купить, а усилия направить на создание других производств.
Белорусское правительство, однако, имеет свое представление о том, как заставить белорусского потребителя полюбить и «Саманды», и другие иранские авто. Население оповестили, что в ближайшем будущем планируется увеличить ставки ввозных таможенных пошлин на автомобили. Действиями белорусского правительства в данном случае движет не намерение обеспечить население страны качественным товаром по невысокой цене, полагают эксперты. Важным, но не определяющим, по их мнению, является стремление создать рабочие места и загрузить производственные мощности не очень везучего «Юнисона» – создать там производство авто пытался еще и «Форд». По оценкам правительственных экспертов, большие объемы ввоза зарубежных автомобилей негативно влияют на внешнеторговое сальдо. В настоящее время оно достигло 1,5 млрд. долл.
Минск