Азербайджан получил официальное приглашение от польского и украинского бизнеса войти в состав международного трубопроводного объединения «Сарматия», которое создано для транспортировки каспийской нефти в Европу. Для реализации проекта планируется достроить нефтепровод Одесса–Броды до польского города Гданьск.
Страны Европы, стремясь обеспечить свою энергетическую безопасность, последовательно реализуют стратегический план по уменьшению зависимости от главного поставщика углеводородов в Европу России. В конце минувшей недели в польском городе Плоцке состоялось заседание учредителей компании «Сарматия», на котором принято решение направить Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), а также литовской AB Klaipedos Nafta и Грузинской нефтегазовой корпорации (ГНК) официальное приглашение войти в состав создающегося ООО «Международное трубопроводное предприятие «Сарматия».
Политическое решение о создании этой компании, которая займется подготовкой технико-экономических обоснований (ТЭО) нефтяного маршрута Баку–Тбилиси–Одесса–Броды– Плоцк–Гданьск, было принято две недели назад на вильнюсском энергетическом саммите руководителями Азербайджана, Грузии, Украины, Польши и Литвы. Как заявил «НГ» глава «Сарматии» и заместитель председателя польской компании Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych Przyjazn S.A. (PERN) Мартин Ястржембский, уставный фонд компании будет увеличен с нынешних 2 млн. до 7 млн. польских злотых, что составляет примерно 2 млн. евро. В новой компании AB Klaipedos Nafta будет принадлежать 1% акций, а остальные поровну (24,75%) будут распределены между ГНКАР, ГНК, «Укртранснафты» и PERN. Церемония заключения контрактов с новыми учредителями состоится в ближайшие дни в Киеве, а сам проект ТЭО планируется завершить к концу года.
В случае одобрения проекта начнется строительство недостающего участка трубопровода между Бродами и польским Адамого протяженностью в 300 км. Кстати, здесь уже вовсю идут работы по строительству новых резервуаров для хранения более 2,5 млн. тонн нефти, а польский концерн «ОРЛЭН» в Плоцке проводит соответствующие подготовительные работы для переработки легкой бакинской нефти.
По словам Мартина Ястржембского, мощность нового трубопровода составит 15 млн. тонн нефти. При этом он признался, что «российские партнеры PERN хотели бы сохранить монополию, но мы вынуждены искать новые пути поставок энергии на рынки Польши и стран Северной Европы».
По мнению азербайджанских аналитиков, проект нового маршрута доставки азербайджанской, а в перспективе и казахстанской нефти в Польшу и далее в Северную Европу будет реализован. Страны – импортеры нефти пойдут на любые уступки ради диверсификации поставок энергоресурсов с Каспийского региона.
Напомним, что нефтепровод Одесса–Броды был построен украинцами на собственные средства в 2001 году в надежде снизить зависимость от российской нефти, а также заработать на транзите каспийского черного золота в Европу.
Баку