Александр Лукашенко своим указом одобрил «в качестве основы для проведения переговоров проект Соглашения между Республикой Беларусь и Комиссией Европейских сообществ». В Минске объявлено об открытии представительства Еврокомиссии. Эксперты считают, что это означает начало нового этапа отношений Белоруссии с Евросоюзом.
Открытие представительства ЕК в Минске местные наблюдатели ставят в один ряд с заявлениями официального Минска о намерении выровнять внешнюю политику страны и сотрудничать не только с Россией, но и с Европой. Об этом неоднократно заявлял Лукашенко после того, как Россия повысила стоимость энергоносителей для Белоруссии и закрыла свой рынок для ряда белорусских товаров. Европейские чиновники в неофициальных беседах с белорусскими журналистами говорили о том, что в начале этого года ЕС получил от Белоруссии предложение наладить сотрудничество в энергетической сфере. Такое сотрудничество для ЕС тоже актуально. Европейским странам удалось прочувствовать это в конце 2006 – начале 2007 года, когда Россия и Белоруссия не могли договориться об условиях поставок газа. Пока Европа не отказалась от сформулированных ранее условий сотрудничества с Белоруссией, а это в первую очередь освобождение заключенных, которых ЕС считает политическими, и демократизация общества в целом. Однако тон, которым она разговаривает с Лукашенко, стал гораздо мягче.
Готовность идти на уступки демонстрирует и Александр Лукашенко, и это не только открытие представительства ЕК. На прошлой неделе в Минске прошел Европейский марш, во время которого, по просьбе ЕС, никого не задерживали и не били, против демонстрантов не выводили вооруженных дубинками спецназовцев, как это было всегда.
Шаги Лукашенко навстречу ЕС – это еще и сигнал России, полагают многие эксперты в Минске. Тот факт, что указ президента о разрешении Белоруссии открыть представительство ЕС был обнародован в день визита в Минск премьер-министра России Виктора Зубкова, они тоже не считают случайным. Напомним, что неделей ранее Лукашенко, общаясь с российскими журналистами, подавал сигнал Кремлю: предлагайте нам интересные условия, еще не поздно, иначе мы найдем, с кем сотрудничать.
Минск