Мировая и европейская общественность, внимательно следившая за ходом оппозиционной акции «Европейский марш», которая состоялась в Минске в воскресенье, не может упрекнуть власти Белоруссии в отсутствии демократии. Официальный Минск сделал «хорошую мину» и обеспечил наличие некоторых демократических атрибутов.
«Я довольна, что Европейский марш проходит мирно и правоохранительные органы не предпринимают никаких агрессивных действий в отношении демонстрантов», – приводит местное информационное агентство БелаПАН оценку посла США в Белоруссии Карен Стюарт. Белорусские правозащитники в унисон МВД говорят о том, что в ходе Европейского марша задержанных не было. «Своими действиями на протяжении сегодняшнего дня власти набрали очки», – признал даже лидер оппозиционных коммунистов, партии, деятельность которой приостановлена, Сергей Калякин. Напомним, что накануне представители ЕС и США говорили о том, что будут рассматривать воскресное мероприятие как «тест на демократию» действующей власти и в зависимости от этого определятся, сотрудничать или нет с официальным Минском.
Если говорить о действиях властей, то нынешняя акция выгодно отличалась от всех предыдущих. Улицы Минска, прилегающие к центральному проспекту Независимости, не были заставлены автозаками (тюремная камера на колесах производства Минского автомобильного завода), был свободен доступ к центру города вообще и Октябрьской площади в частности, общественный транспорт не проносился мимо остановок, близких к месту сбора оппозиции. К тому же нигде не было видно спецназа, за порядком следили только сотрудники ГАИ и ДПС. Не было противодействия, соответственно, не было и драк.
Правда, местные правозащитники уточняют, что подготовка к этому мероприятию велась, как обычно. Около 25 человек из числа региональных лидеров оппозиции накануне были приговорены к различным срокам ареста в основном за хулиганство и нецензурную брань (такой повод изоляции представителей наиболее часто применяют белорусские правоохранители). Трудовые коллективы и школьников предупредили о недопустимости участия в акции. Во многих школах Минска на время проведения акции были назначены разные мероприятия. Власти дали разрешение на проведение акции, но не разрешили использовать звукоусиливающую аппаратуру, откорректировали маршрут по своему усмотрению и не позволили сообщить о ее проведении в электронных СМИ. Кстати, по окончании Европейского марша государственные телеканалы (а других в Белоруссии нет) традиционно рассказали об «отвязанных молодчиках», вышедших на улицы крушить и громить.
Если власть Белоруссии получила-таки пару баллов за готовность прислушиваться к голосу из Европы, то оппозиция свой рейтинг едва ли повысила. На шествие собралось не более 5 тыс. человек, в среде участников марша не было единства. Радикально настроенная молодежь, не прислушиваясь к призывам «взрослых» оппозиционеров, оторвалась от основной колонны и двинулась по проспекту, смущая сотрудников ГАИ. Из уст оппозиционных лидеров не прозвучало ничего мощного и убедительного, что хотелось бы «растащить на цитаты».
Белорусские эксперты и политологи, оценивая произошедшее, подчеркивают, что каждая из сторон ведет свою игру. Александр Лукашенко хочет накануне нефтегазовых переговоров с Россией заручится поддержкой Европы. Оппозиция попыталась использовать этот факт и, широко разрекламировав шествие за интеграцию с Европой, наблюдала, как власть пытается выкрутиться из этой ситуации: чтоб и оппозиции не уступить, и Европу не прогневить.
Минск