Александр Лукашенко, выступая перед российскими журналистами, раскритиковал внешнюю и внутреннюю политику Кремля. Президент Белоруссии обвинил руководство России в неумении строить отношения со странами бывшего СССР, с чем, по его мнению, связано торможение всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Все зависит от России, сказал белорусский президент, отвечая на вопрос о судьбе постсоветских интеграционных объединений. Александр Лукашенко считает, что для их успешности Россия должна строить нормальные отношения с республиками СНГ и оказывать им всяческую поддержку, в противном случае «не надо обижаться на украинцев, грузин, которые ищут свое счастье в другом месте». Белорусский президент привел в пример ситуацию в Грузии. «Борис Николаевич упрекнул Шеварднадзе в том, что Грузия отходит от СНГ. Шеварднадзе тогда сказал: «А что вы хотите? У меня в прошлом году люди умирали: есть было нечего. Мы обратились к вам: помогите, хотя бы немного зерна дайте. Американцы дали 100 миллионов долларов, и я зимой спас людей от гибели. Американцы подставили свое плечо, и Россия могла это сделать, но не помогла». «Ты уходишь – твое место занимают другие», – сделал вывод из этой истории Лукашенко.
Такие параллели не случайны. Политика России в отношении Белоруссии строится, по мнению Лукашенко, на тех же посылах, что и с другими странами СНГ. Он припомнил отказ России предоставить Белоруссии ранее обещанный полуторамиллиардный стабилизационный кредит, нежелание допустить белорусские компании к нефте- и газодобыче и, конечно же, переход на рыночные отношения при оплате энергоносителей. Этот фактор не только ставит крест на российско-белорусской интеграции («если цены разные, а у вас они в два раза ниже, то таким образом вы выталкиваете нас со своего рынка», пояснил он причины интеграционных неудач), но и демонстрирует приверженность России к недобросовестной политике шантажа в отношениях с союзниками. «Я вижу одну причину – отдай то, что у тебя есть, отдай: «Газпрому» – трубы, нефтеперерабатывающие заводы – нефтеперерабатывающим компаниям», – сказал президент. На что он, по его словам, пойти не может.
Нынешний уровень российско-белорусской интеграции, по его мнению, существует не благодаря политике Кремля, а вопреки ей и держится он на хозяйственных связях Белоруссии с российскими регионами. «Если бы не российские регионы, никаких нормальных отношений с Россией у нас бы сегодня не было. Вы просто спасли наше единство», – сказал Лукашенко представителям российских региональных СМИ. Попутно он между дел фактически упрекнул Кремль в том, что там не понимают, чего хотят россияне.
Однако президент Белоруссии считает, что российское руководство еще может осознать свои ошибки и изменить политику в отношении стран СНГ вообще и Белоруссии в частности. Предлагайте приемлемые условия, отправил он сообщение в Кремль через российских журналистов. Пока Россия остается в числе основных приоритетов Белоруссии, но действия нынешнего руководства страны толкают ее в другую сторону. В числе стран-друзей он назвал Китай, Иран, Венесуэлу. Заявил также о намерении выстраивать отношения с Европой.
Покритиковал Лукашенко и внутреннюю политику Владимира Путина. «Я очень переживаю, чтобы Россия не скатилась в советские времена, когда все вскакивали, кричали «Слава КПСС!» и «Ура!». А когда я посмотрел некоторые эпизоды недавнего съезда «Единой России», у меня возникли такие опасения», – сказал он. По мнению Лукашенко, он в свое время, пожелав остаться у власти больше положенного срока, поступил более честно и откровенно по отношению к своему народу.
«Если это попытка провести референдум в свою честь, то я сторонник открытой политики, – прокомментировал белорусский лидер действия Путина. – Почему я пошел на президентские выборы – на референдуме люди прямо сказали, что Лукашенко может баллотироваться президентом. Мы изменили сроки президентства для всех, не только для Лукашенко: сколько тебя будут избирать, столько ты и будешь президентом». В то время как намерение Путина возглавить партийный список без членства в партии он не понимает. «Я не знаю, во имя чего это... считаю, что глава государства должен быть глубоко беспартийным человеком», – сказал он.
Минск