Белоруссия увеличила размер государственной субсидии для российских поставщиков нефти. Соответствующий указ на днях подписал президент Белоруссии Александр Лукашенко. Цель этого шага – обеспечить сырьем белорусские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).
Действие указа будет распространяться на поставки, которые оформлены начиная с 1 августа 2007 года. В соответствии с документом размер госсубсидии на каждую тонну нефти, поставляемой в страну по железной дороге, с 1 октября будет составлять 93 долл., по трубопроводу – 80,5 долл. По поставкам августа и сентября – 83,3 и 72 долл. соответственно.
Напомним, что такое явление, как госсубсидия для поставщиков российской нефти, появилось 1 февраля 2007 года. Это была реакция белорусского правительства на изменение условий поставки нефти в Белоруссию с начала 2007 года, инициированное Россией, решившей перейти на рыночные отношения с недавней союзницей. Возникла необходимость платить входную пошлину при ввозе нефти в Белоруссию, а также повышенную до российского уровня экспортную пошлину при поставках за рубеж нефти и нефтепродуктов.
В результате нефтепереработка на белорусских НПЗ оказалась экономически невыгодной для российских давальцев. В первом квартале 2007 года они вынуждены были самостоятельно закупать сырье для переработки, чтобы загрузить заводы. Часть покинула белорусский рынок. Когда появилась госсубсидия, давальцы стали возвращаться. Однако с ростом цены на нефть увеличивалась и входная пошлина.
Размер госсубсидии не компенсировал расходов поставщиков. До нынешнего повышения она составляла 90% от размера ввозной пошлины. Последняя представляет собой расчетную величину и привязана к ставке таможенной пошлины на нефть, экспортируемой из России в дальнее зарубежье. До 1 октября она была равна 65,6 долл. за тонну, соответственно 59 долл. из этой суммы компенсировал белорусский бюджет.
Еще одной проблемой для Белоруссии стало нежелание поставщиков везти нефть по железной дороге, поскольку там расходы были выше. Невыполнение запланированного нефтяного баланса по итогам года (в нем 4 млн. тонн из 21,5 тонны приходилось на железнодорожные поставки) грозило бы Белоруссии снижением объема поставок в 2008 году. Чтобы этого не случилось, белорусское правительство предложило более высокую субсидию поставщикам «железнодорожной» нефти. Подписанный указ устанавливает, что по «железнодорожной» нефти сумма компенсации составит 127% от размера ввозной пошлины, а по «трубной» – 110%.
«НГ» писала о планах белорусского правительства повысить размер госсубсидии на стадии разработки проекта указа. Нефтяники два месяца ждали его подписания, поскольку и Минфин, и администрация Александра Лукашенко требовали от правительства серьезных обоснований для выделения средств из бюджета. По информации источников «НГ», белорусские НПЗ балансируют на грани убыточности.
Из-за необходимости загружать заводы Белоруссия почти прекратила экспорт собственной сырой нефти (за семь месяцев 2007 года 150 тыс. тонн против 873 тыс. тонн в 2006 году). Российские нефтяные компании поставили в Белоруссию на 9% меньше нефти, чем в прошлом году. Только очередное повышение госсубсидии способно удержать ситуацию хотя бы на нынешнем уровне, утверждают государственные эксперты.
Минск