Правительство Белоруссии, невзирая на прежние обещания, не согласилось перейти на единые с Россией принципы субсидирования национального производителя. Об этом сообщил министр экономики Белоруссии Николай Зайченко.
К 1 октября Россия и Белоруссия так и не подписали соглашение о принципах и правилах применения субсидий, как было предусмотрено межправительственным Соглашением о развитии торгово-экономических отношений, заключенным в марте этого года. Говоря об этом, министр экономики Николай Зайченко пояснил: «Идут непростые переговоры с Россией. По взаимной договоренности мы приняли решение о переносе сроков его подписания». По его словам, Минск настаивает на том, чтобы принципы субсидирования учитывали неравенство условий хозяйствования в двух странах, вызванные разными ценами на энергоносители.
Как сообщили «НГ» эксперты, участвующие в переговорах, разногласия у сторон серьезные. При этом Белоруссия отступать от своих принципов не намерена. В то же время их принятие делает договоренности для России бессмысленными. В частности, белорусские переговорщики хотели бы оставить себе право субсидировать предприятия, принадлежащие государству, не рассматривать как запрещенные субсидии, получаемые в обмен на увеличение доли государства, а также субсидии, компенсирующие субъектам разницу в ценах на энергоносители в России и Белоруссии и даже разницу в налогообложении (в Белоруссии его уровень выше). Кроме того, белорусская сторона говорит о том, что ранее принятые программы, предусматривающие государственную поддержку, должны сохранить свое действие до 2011 года. Подписание соглашения с оговорками, предлагаемыми белорусской стороной, значило бы фактическое сохранение нынешнего положения дел. А потому соглашение в таком виде вряд ли интересно российской стороне.
Глубинная причина разногласий заключается в нежелании белорусского правительства отказываться от поддержки национального производителя. Ранее независимые эксперты неоднократно говорили о том, что белорусская экономика, которая на 80% принадлежит государству, чрезвычайно неэффективна. Несмотря на то что официальная статистика предлагает невысокий процент убыточных предприятий, на самом деле убыточна примерно треть промышленности. В этом, кстати, признавался в ходе одного из заседаний правительства премьер-министр Сергей Сидорский. Однако начать рыночные реформы, дать свободу предпринимательству, пригласить инвесторов, что стало бы источником экономического роста, президент Александр Лукашенко пока не готов. «Это привело бы к потере влияния лично Лукашенко, который любит выступать в роли благодетеля, выделяя из бюджета средства то одному, то другому предприятию, – говорят местные политологи. – Сильная и независимая экономика, с высокой долей частной собственности – угроза безграничной власти Лукашенко».
Ранее «НГ» писала о других разногласиях российской и белорусской сторон по торгово-экономическому соглашению. Обещав под угрозой высоких цен на энергоносители открыть свой рынок для российского производителя, Белоруссия пытается его выполнить, но при этом сохранить контроль над стратегическими рынками. В частности, речь идет о табачном и рыбном. Несмотря на изменения законодательства о тендерах, эксперты констатируют наличие проблем и там: доля российских производителей среди победителей конкурсов по госзакупкам также незначительна, как и раньше. «Я посмотрю, как вы будете выполнять это соглашение», – говорил Александр Лукашенко правительству, упрекая его в том, что оно с испуга согласилось на невыгодные для страны условия. Вот правительство и старается.