Белоруссия не собирается продавать российским инвесторам акции кондитерского СП ОАО «Спартак». Об этом в беседе с журналистами заявил председатель концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко. Эксперты считают это продолжением кампании, которую начал Александр Лукашенко по «защите белорусских предприятий» от поглощения их Россией.
«Россияне очень хотят выкупить «Спартак», – пояснил чиновник. «Но это наша национальная гордость, наш национальный бренд, поэтому мы не торопимся продавать его инвестору», – объяснил он причины нежелания расставаться с акциями компании. По словам Данченко, «Спартак» можно отнести к числу успешно работающих предприятий, а это еще один аргумент в пользу того, чтобы не отдавать его в чужие руки.
Глава концерна заверил журналистов, что белорусским кондитерским предприятиям удалось заместить сокращение поставок своей продукции в Россию экспортом в иные государства. «Почти все, что мы в свое время потеряли в России, стремимся восстановить в других странах», – сказал он. По информации Данченко, в 2007 году отрасль увеличила объемы поставок в страны Азии в несколько раз. В частности, в Азербайджан и Казахстан. Не далее как на прошлой неделе в ходе Национальной выставки Белоруссии в Астане СП ОАО «Спартак» заключило контракт на 1,6 млн. долл. «НГ» 14 сентября писала о визите премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского в Казахстан, закончившемся подписанием многочисленных контрактов и договоренностями о широкомасштабном сотрудничестве.
Напомним, что трудности с реализацией белорусских конфет на российском рынке начались прошлым летом, когда российские «Объединенные кондитеры» инициировали запрет на поставки в Россию белорусских конфет с советскими брендами типа «Аленка», «Красная шапочка», «Золотой ключик» на основании того, что они запатентованы российскими производителями. Для Белоруссии это стало заметной проблемой, поскольку почти весь конфетный экспорт направлялся в Россию. По оценкам экспертов, доля белорусских конфет на необъятном российском рынке даже в лучшие времена не превышала 1%. Этот факт дает им основания предполагать, что сложности у кондитеров Белоруссии возникли отнюдь не потому, что российские производители испугались белорусской экспансии. Тот факт, что патенты на советские бренды у них появились намного раньше, чем претензии к белорусам, эту версию подтверждает. По странному стечению обстоятельств «война торговых марок» совпала с заявлениями руководства России о переходе в отношениях с Белоруссией на рыночные рельсы, коль скоро та намерения объединяться в единое государство не обнаруживала.
Белорусские эксперты продолжают говорить о том, что экономические рычаги давления в отношении Белоруссии Россия использует для того, чтобы «не мытьем, так катанием» получить доступ к предприятиям страны. Напомним, что перед избранием на второй срок Александр Лукашенко обещал российским инвесторам продать интересные им предприятия. Однако поездки «российских купцов» в Минск закончились ничем. Нынешние действия России (новая ценовая политика по энергоносителям, ограничение поставок сахара, конфет, мяса) ослабляют белорусскую экономику. Потребность в инвестициях извне становится все острее. Такая ситуация дает основания местным экспертам говорить о «предпродажной подготовке» Белоруссии. Они полагают, что российские инвесторы с нетерпением ждут, когда перед Лукашенко встанет дилемма – или социальный взрыв или российские инвестиции. Судя по всему, понимает это и официальный Минск, поэтому из всех сил противится иностранным инвестициям вообще, а российским в особенности. Недавно Лукашенко «завернул» назад предложения правительства о продаже акций пивоваренных компаний. В тех незначительных сделках по продаже госсобственности, которые были заключены в Белоруссии («НГ» в августе писала о продаже «Мотовело» австрийскому инвестору), российские инвесторы не фигурируют.
Минск