В Астане у Ричарда Баучера была сложная миссия.
Фото Reuters
Помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер – в Астане. Первый зампомощника госсекретаря США Стивен Манн – в Ашхабаде. Зампомощника госсекретаря США Мэтью Брайза – в Баку. Появление десанта на берегах Каспия перед саммитом G8, на котором Россия будет раскритикована за энергетическую монополию в Европе, было ожидаемо (см. «НГ» от 06.04.07).
Цель и задачи
Цель приезда одна – убедить президентов, в первую очередь Казахстана и Туркмении, потому что Азербайджан давно союзник, в необходимости транспортировки энергоносителей в обход России. Задачи при этом у каждого из них различной сложности. Тема переговоров с президентами трех стран, по сути, одна – строительство Транскаспийского газопровода по дну Каспийского моря, статус которого все еще остается неопределенным, а это более чем осложняет ситуацию, не говоря о том, что, не отказываясь категорически от американо-европейских предложений, центральноазиатские лидеры практически уже действуют в связке с Россией. Подписав не так давно договор о строительстве Прикаспийского газопровода – магистрали, повторяющей маршрут нынешнего трубопровода, обеспечивающего поставки центральноазиатского газа в европейском направлении через территорию России, Астана и Ашхабад уже приступили к его реализации. В частности, буквально на днях президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов в торжественной церемонии лично заложил камень в строящийся газовый терминал на Каспийском побережье.
Простая – Брайзе
Сам факт неопределенности статуса крупнейшего водоема, делающий юридически незаконным его использование в многосторонних проектах, США не смущает. Так, Мэтью Брайза незадолго до визита в Баку говорил о том, что это не так уж важно, поскольку, несмотря на нерешенность проблемы, прикаспийские страны активно осваивают прибрежные земли. Опытный дипломат не мог не знать о пятистороннем соглашении (Россия–Казахстан–Туркмения–Азербайджан–Иран) о фактическом моратории по Каспию вплоть до заключения пятистороннего же договора о принципе его деления на секторы. Слукавил Брайза и в Баку.
Объявив о том, что проект Прикаспийского трубопровода не является альтернативой проекту «Набукко» по транспортировке центральноазиатского газа через Турцию в Австрию, что диссонирует с давно озвученным по этому поводу мнением Запада, Мэтью Брайза пояснил, что достигнутое недавно Россией соглашение с Казахстаном и Туркменией по проекту строительства Прикаспийского газопровода затрагивает месторождения, которые «уже находятся под контрактом для России». «Мы же говорим о других месторождениях на западе Туркмении и Казахстана», – сказал он.
Информационная – Манну
Но в том и дело, что о «других» запасах Туркмении, кроме высшего руководства страны, мало кому известно, а заверения бывшего президента Сапармурата Ниязова о неисчерпаемом богатстве Илотаньского месторождения природного газа воспринимались с определенной долей скептицизма – не зря приглашенный им к освоению «Газпром» большой активности не проявил. Institute for War & Peace Reporting приводит мнение эксперта лондонского Королевского института международных отношений по Туркмении Аннет Бор, которая считает, что главной проблемой строительства Транскаспийского газопровода, кроме сопротивления России, экологических проблем, является его возможная нерентабельность – есть сомнения по поводу реальных запасов туркменского газа.
На брифинге после встречи с президентом Бердымухаммедовым Стивен Манн еще раз заявил, что США не отказываются от идеи Транскаспийского газопровода. «Мы поддерживаем строительство тру-
бопровода Туркмения–Азербайджан–Грузия–Турция. Президент Туркмении заинтересован в альтернативном, в том числе и Транскаспийском строительстве газопровода. Коммерчески выгодный маршрут транспортировки туркменского газа – это транскаспийское направление», – заявил Стивен Манн.
Ничего нового при этом он не сказал. О том, что Ашхабад, договорившись с Москвой и Астаной о строительстве Прикаспийского газопровода, не отказывается от рассмотрения других маршрутов, Бердымухаммедов заявил буквально сразу после подписания трехстороннего соглашения в Туркменбаши. Но, как последовало из дальнейших его слов, под альтернативными маршрутами подразумеваются в первую очередь восточные направления, хотя и дельные предложения в западном направлении тоже не будут обделены вниманием. Остается под вопросом, что было предложено Бердымухаммедову Стивеном Манном, – до сих пор ничего, кроме необходимости прекращения монополии «Газпрома», не предлагалось, что само по себе для Ашхабада, связанного с российской компанией договором об увеличении экспорта газа до 90 млрд. куб. м газа к 2028 году, в общем, несущественно.
Сам Гурбангулы Бердымухаммедов пока никак не прокомментировал заявление американского чиновника. А беря во внимание то обстоятельство, что о каких-то серьезных договоренностях делается совместное заявление, можно предположить, что ничего нового туркменскому президенту предложено не было.
Сложная – Баучеру
На момент подписания номера в печать в Астане встреча Ричарда Баучера с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым еще не начиналась. А с премьер-министром Каримом Масимовым, согласно официальным сообщениям правительства Казахстана, помощник госсекретаря обсуждал экономические и энергетические вопросы. Сам Ричард Баучер на брифинге повторил сказанное накануне после беседы с госсекретарем Казахстана Канатом Саудабаевым: «Мы рассматривали вопросы, связанные с Прикаспийским газопроводом, различные политические вопросы... Я смотрю на этот визит как на еще одну возможность продвижения вперед сотрудничества двух стран по экономическим вопросам и региональной безопасности». Вскоре выяснилось, что Ричард Баучер под «региональной безопасностью» подразумевал «энергетическую безопасность». Естественно, Запада. В американской схеме места России нет. А потому перед помощником госсекретаря стоит архисложная задача переубедить обычно держащего слово Назарбаева, который неоднократно говорил, что в обеспечении Европы энергоносителями Казахстан предпочитает действовать в дуэте с Россией.