В Баку довольно спокойно отнеслись к итогам центральноазиатского турне президента РФ Владимира Путина. Успешные переговоры, проведенные в Казахстане и Туркмении, продемонстрировали, что Москва опередила страны Европы и США в конкуренции за транспортировку восточнокаспийских углеводородов на мировые рынки. Столь успешное сотрудничество трех бывших советских республик может распространиться не только на газовую сферу. Как известно, в Казахстане имеются и большие запасы нефти. Поэтому азербайджанскую сторону сегодня беспокоит один вопрос: не является ли заявление Нурсултана Назарбаева о необходимости расширить мощность Каспийского трубопроводного консорциума с 23 до 40 млн. тонн и направить дополнительные 17 млн. тонн на проект Бургас–Александруполис отказом от ранее достигнутых договоренностей в вопросе транспортировки части казахстанской нефти по Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). Правда, официальный Баку пока воздерживается комментировать новые энергетические инициативы Москвы и Астаны, предоставив информационное поле местным аналитикам и экспертам.
Как заявил «НГ» первый президент Госнефтекомпании Азербайджана, а ныне руководитель Центра политических и экономических исследований (ЦПЭИ) Сабит Багиров, в первую очередь нужно разъяснить, что понятие «казахстанская нефть» – это не только те ресурсы, которыми распоряжается правительство этой страны. «Определенная часть казахстанской нефти принадлежит тем иностранным компаниям, которые имеют долю участия в нефтяных контрактах в Казахстане. В то же время некоторые из них являются акционерами БТД. Естественно, эти компании будут транспортировать свою нефть по БТД», – разъяснил эксперт. Что же касается ресурсов, которые принадлежат непосредственно правительству Казахстана, то и в этом случае, по мнению главы ЦПЭИ, часть из них также будет направлена в сторону БТД. Во всяком случае, об этом неоднократно заявляли на самых высоких уровнях представители Казахстана, включая Нурсултана Назарбаева. Иначе говоря, все прошлые договоренности, безусловно, остаются в силе, подчеркнул Сабит Багиров. По всей видимости, так оно и будет. Во всяком случае, к 2015 году казахстанской нефти окажется гораздо больше, чем позволяют экспортировать мощности всех ныне существующих трубопроводов.
По мнению известного азербайджанского политолога Расима Агаева, страны Европы в решении своих энергетических проблем обязаны считаться с теми государствами, на которые они могли бы рассчитывать. Такими странами, по его мнению, прежде всего являются Россия и Казахстан.
Безусловно, европейцы хотят диверсифицировать энергопоставки, чтобы не зависеть от одной России. В сложившихся условиях заметно возрастает роль Азербайджана, который фактически стал сегодня одним из самых серьезных игроков на энергетическом поле. «Однако наша страна не в состоянии взять на себя бремя обеспечения нефтью таких стран, как Украина, Польша, Литва и т.д. В данной ситуации как минимум необходимо присутствие Казахстана, не говоря уже о России», – подчеркнул Расим Агаев.
С другой стороны, политолог призывает страны, располагающие значительными энергоресурсами, к согласованной политике. «В данном случае речь идет об Азербайджане, Казахстане и России. Мне кажется, что этим странам правильнее было бы вести такую игру, которая учитывала бы взаимный интерес. В противном случае этот разнобой может привести к определенным политическим издержкам во взаимоотношениях между государствами – экспортерами каспийских углеводородов», – считает политолог.
Баку