Для Запада валенки всегда ассоциировались только с Россией.
Фото Reuters
Белорусские предприятия открыты для инвесторов. Но на определенных президентом Александром Лукашенко условиях. Это существенное уточнение принадлежит отвечавшему на вопросы журналистов белорусскому премьер-министру Сергею Сидорскому. Он пояснил, что нет ничего необычного в намерении Минска выставить на продажу акции ряда предприятий, так как такие программы правительство Белоруссии составляет ежегодно. «В любой момент, если инвесторы изъявят желание работать с белорусскими предприятиями, на тех условиях, которые определил президент, мы готовы сотрудничать», – объяснил Сергей Сидорский условия возможной продажи объектов. Главные требования Минска к будущим инвесторам, по его словам, заключаются в сохранении производства и рабочих мест. Осторожные оправдания прозвучали также и из уст заместителя министра экономики Белоруссии Олега Мельникова, заметившего, что речь идет о «набросках» и предложениях, а какие-то выводы делать пока рано.
Нет речи и о том, что прижатый к стенке высокими ценами на энергоносители, Минск будет «обесценивать» пакет требований к инвесторам. «Если кто-то хочет купить белорусские предприятия за копейки – этого не будет. Они должны стоить столько, сколько они стоят в рыночной экономике, – сказал Сергей Сидорский. – В частности, такое эффективно работающее предприятие, как ОАО «Белшина», будет стоить более 1 миллиарда долларов».
Напомним, что накануне в местных СМИ была обнародована информация о намерении белорусского правительства выставить на продажу акции крупнейших промышленных предприятий: ОАО «Криница», ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырский НПЗ», ОАО «Полимир», ОАО «Белшина», ОАО «ГродноАзот», ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Гроднохимволокно», РУП «Минский автомобильный завод» и др. Все они считаются стратегически важными. Официальный Минск всегда декларировал намерение модернизировать эти объекты только за счет собственных средств, которых, как утверждалось еще в прошлом году, предостаточно. Резкая смена политики, естественно, вызвала резонанс. Однако комментарии чиновников и сомнения экспертов дают основания не воспринимать озвученные приватизационные планы Минска слишком серьезно.
Разговоры о возможной продаже предприятий активно велись после предыдущих президентских выборов 2001 года. Тогда российские бизнесмены, претендующие на доли в собственности белорусских, в первую очередь нефтехимических, гигантов, наведывались в Минск с завидным постоянством. Пивоваренная компания «Балтика», не сомневавшаяся тогда в успехе совместного проекта с «Криницей», даже успела завезти в Минск оборудование, которое потом с огромными проблемами увезла назад.
В 2003 году Минск даже выставлял на продажу пакеты лакомых кусочков своей нефтехимии. Несмотря на предварительные переговоры, конкурс российские «купцы» тогда проигнорировали – условия не понравились. Следует отметить, что тогда других претендентов, кроме российских, на белорусские предприятия не было из-за политики Минска. Теперь же разговоры о приватизации протекают на фоне заявлений Лукашенко о том, что в отместку за высокие цены он впустит на свои предприятия западных инвесторов.
Минск