Год России в Азербайджане не помешает Ильхаму Алиеву обсудить с Владимиром Путиным проблемы в двусторонних отношениях.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Сегодня начинается официальный визит Владимира Путина в Баку. А накануне премьер-министр Азербайджана Артур Расизаде сказал журналистам, что на встрече двух президентов среди прочих документов будет подписано важное политическое заявление. В чем его суть, осталось неясным, однако известно, что в ходе визита Владимир Путин и глава Азербайджана Ильхам Алиев намерены обсудить существующие в двухстороннем сотрудничестве противоречия.
Нынешний визит российского лидера в Азербайджан – второй по счету. Впервые он посетил Баку в начале 2001-го, по приглашению тогдашнего президента Гейдара Алиева. Результатами переговоров, в ходе которых было подписано 8 соглашений, остались довольны обе стороны. Напомним: тогда Путин и Алиев-старший не только поделили каспийское дно – при сохранении свободы судоходства по всей водной поверхности, но и обговорили проблемы, связанные с проникновением террористов на территорию РФ через Азербайджан.
По мнению азербайджанских аналитиков, первый визит Путина в Баку оказался этапным в отношениях двух стран. В недавнем интервью «НГ» министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров подтвердил его значимость: «Отношения с Россией для нас всегда были и остаются одним из внешнеполитических приоритетов. Я бы назвал эти отношения стратегическим партнерством».
Нынешний визит Путина приурочен к официальному открытию Года России в Азербайджане. Церемония намечена на вторую половину дня в бакинском Спортивно-концертном зале имени Гейдара Алиева. Сюда глава России приедет прямо из аэропорта «Бина». Затем президент Азербайджана Ильхам Алиев и Владимир Путин направятся во Дворец президента Азербайджана, где с глазу на глаз обсудят волнующие обе стороны вопросы. Затем переговоры продолжатся в расширенном составе. Программой двухдневного визита предусмотрено и участие в бизнес-форуме деловых кругов двух стран.
Большинство местных наблюдателей отмечают доверительный характер отношений, сложившихся за последние три года между Алиевым и Путиным, а также регулярность их рандеву: только за прошлый год они встретились трижды. Впрочем, идиллия может быть несколько нарушена взаимными претензиями сторон. Ожидается, что на этот раз Ильхам Алиев снова заговорит об активизации роли Москвы в урегулировании нагорнокарабахского конфликта. А также – о переброске российской военной техники из Грузии в Армению. Последнее обстоятельство особенно беспокоит азербайджанскую сторону: здесь считают, что рано или поздно эта военная сила может быть использована против Азербайджана.
У России тоже есть претензии к южному соседу. Прежде всего, отмечают аналитики, Москве не нравится активизация военного сотрудничества Баку и Вашингтона. Не исключено, что подобное сотрудничество в случае обострения ситуации вокруг Ирана превратит Азербайджан в плацдарм для нанесения ударов по соседу. Такая перспектива Москву явно не устраивает.
Вряд ли окажется простым и обсуждение новой транзитной политики Азербайджана. Сильно добавили актуальности этой теме недавние высказывания министра промышленности и энергетики Азербайджана Натика Алиева по поводу «проработки» в Баку варианта экспорта газа из Казахстана и Туркмении в Европу через Каспий. По мнению министра, для Азербайджана «очень выгодно» становиться транзитной страной: «Никаких технических проблем в реализации прокладки транскаспийского газопровода нет. Технические возможности позволяют проложить трубопроводы по дну Каспия. Нужна лишь политическая воля». Министр видит определенные подвижки в решении проблемы и считает, что пора приступать к переговорам.
Заметим: до последнего времени о существовании подобных планов нигде не упоминалось. Видимо, идея возникла после недавней газовой войны между Россией и Украиной, когда страны Европы оказались застигнутыми врасплох и приступили к поискам альтернативных маршрутов импорта газа. Пикантность ситуации в том, что о наличии неких газовых проектов в обход России в Баку открыто заговорили в преддверии визита Владимира Путина. Возможно, таким образом власти Азербайджана решили прозондировать возможную реакцию Москвы. Тем более что российских газовиков вряд ли воодушевит перспектива потерять монополию на транзит природного газа из государств Центральной Азии в Европу.
Между тем реальных рычагов воздействия на все более отдаляющихся от нее партнеров по СНГ у Москвы, похоже, нет. В случае с Грузией, Молдавией и даже Украиной России было проще: в любой момент их можно было припугнуть перекрытием газового вентиля, отключением электрического рубильника, прекращением поставок нефтепродуктов. С Азербайджаном, а тем более с Казахстаном и Туркменией с их самодостаточным энергетическим потенциалом такие схемы вряд ли сработают.
Баку