Сегодня в Лондоне начинаются переговоры руководителей внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна. Министры обсудят карабахскую проблему и, возможно, договорятся о месте и времени встречи президентов Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна. Учитывая остроту замороженного конфликта, министры сначала встретятся с сопредседателями Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, послами Юрием Мерзляковым (Россия), Стивеном Манном (США) и Бернаром Фасье (Франция), а затем продолжат переговоры в двустороннем формате.
Возобновившиеся переговоры по проблемам самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики проходят под пристальным вниманием США и ЕС. Причем представители Запада делают оптимистичные прогнозы. В минувший понедельник на заседании Совета Безопасности ООН действующий председатель ОБСЕ министр иностранных дел Бельгии Карл де Гухт, которого в Баку и Ереване ожидают на следующей неделе, заявил, что в наступившем году особый акцент в деятельности ОБСЕ будет сделан на урегулировании замороженных конфликтов, в том числе и в Нагорном Карабахе. По словам де Гухта, в урегулировании нагорно-карабахского конфликта появилось «окно надежды», и дальнейшие шаги будут определены на встрече президентов Азербайджана и Армении, которая может состояться уже в феврале.
Мало того, если лондонская встреча глав МИДов двух стран окажется успешной, то в феврале можно ожидать подписания некоего «важного документа» на президентском уровне. Об этом говорят аналитики в Баку и Ереване. Правда, еще перед вылетом в Лондон в эксклюзивном интервью «НГ» министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил: «Сейчас мы ведем переговоры по целому набору из 8–10 компонентов, в число которых входят освобождение оккупированных Арменией районов Азербайджана, разминирование территорий, возвращение изгнанного населения, восстановление транспортных коммуникаций и т.д.». Лишь после этого, уточнил азербайджанский министр, станет возможным «открытое, демократическое и законное решение вопроса о его статусе в рамках норм и принципов международного права и на основе действующей Конституции Азербайджана».
Анализируя слова главы МИДа, азербайджанские политологи склоняются к мысли, что посредники из ОБСЕ все-таки подтолкнули Баку и Ереван к неким взаимоприемлемым компромиссам. В частности, Армения согласилась на освобождение семи районов по схеме «5+1+1», хотя все последние годы армянская сторона соглашалась на освобождение лишь пяти оккупированных азербайджанских районов вокруг административной границы НКР. В обмен на это Баку обещает восстановить транспортные коммуникации с Арменией, соглашается на размещение на освобожденных территориях международных миротворческих подразделений. Примечательно, что в состав этих международных сил не планируется включать воинские контингенты стран, являющихся сопредседателями Минской группы ОБСЕ, – России, США и Франции. Как сообщил «НГ» источник в азербайджанском МИДе, уже есть несколько концепций размещения миротворческих сил в зоне конфликта. Схема их участия может варьироваться от ограниченного числа военных наблюдателей до проведения широкомасштабной миротворческой операции с разоружением сторон и демилитаризацией всего региона.
Баку