Возможное объединение России и Белоруссии рискует обострить отношения Москвы с ее европейскими партнерами, а также с США. Евросоюз и НАТО официально не комментируют сближение Москвы и Минска, выражающееся, например, в подготовке Конституционного акта Союзного государства. Свое красноречивое молчание они объясняют тем, что речь идет о суверенном праве одного государства сближаться с другим, а Москва и тем более Минск о грядущих переменах их не информируют.
Наблюдатели же характеризуют реакцию в Брюсселе на «перекройку карты континента» как осторожную. Они полагают, что большим благом для Белоруссии была бы смена авторитарного режима президента Александра Лукашенко и последующая ориентация страны на европейские ценности. Сближение же Минска с Москвой, к которой у европейцев в плане демократии и верховенства закона также накопилось немало претензий, вызывает беспокойство. Кроме того, в Европе все чаще высказываются опасения, что российско-белорусская интеграция способна укрепить «имперские тенденции» в России.
«В Европе мало кто понимает, для чего необходимо создание такого союза. В то же время мы отдаем себе отчет, что идти на сближение – суверенное право любых государств», – заявил «НГ» информированный источник в Евросоюзе. По его словам, если цель интеграции – способствовать развитию и процветанию этих стран, улучшению ситуации с демократией, то европейцы готовы были бы это приветствовать. Вопрос в том, действительно ли такие задачи ставят перед собой Минск и Москва и пройдет ли это сближение на демократической основе. «Мы очень сомневаемся, что в Белоруссии, где отсутствует свободная пресса, народ осознает последствия того, что его стране придется расстаться с частью своего суверенитета. Между тем звучат предположения, что в России проявляются имперские амбиции», – сказал наш собеседник. По его словам, тема объединения практически не обсуждается в ходе консультаций России с Евросоюзом. Но последний уделяет в дискуссиях с Москвой большое место ситуации в Белоруссии.
Тем временем в НАТО новости о российско-белорусской интеграции также узнают из прессы. Источник «НГ» в штаб-квартире Североатлантического союза в Брюсселе отметил, что организация не вмешивается в суверенное право двух государств объединиться. «Никто пока не уверен, что сближение состоится. Но если это все-таки произойдет, возникнут юридические вопросы, касающиеся членства России в различных организациях – в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, а также вопросы об отношениях Россия–НАТО», – отметил источник. По его мнению, появление на карте Европы нового союза вряд ли вызовет кризис, однако заставит НАТО проанализировать изменения в сфере безопасности на континенте, тем более что до сих пор к Белоруссии имелись вопросы по соблюдению режима нераспространения.
В интервью «НГ» Александр Рар, директор Программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике (Берлин), объясняет реакцию европейцев ограниченными возможностями влиять на процесс российско-белорусской интеграции. «Запад не хочет, чтобы в результате сближения с Белоруссией в России укрепились имперские тенденции. В Европе не понимают, почему Москва так цепляется за Лукашенко», – отметил Рар. По его мнению, объединение может спровоцировать большой шум в странах Балтии и в Польше. Более жестко с Россией станет разговаривать и Америка.
«Белоруссия вынуждена идти на интеграцию с Россией по экономическим причинам. – отмечает Рар. – В то же время на Белоруссию давят революции на постсоветском пространстве, которые показывают Лукашенко, что помощи своему режиму от Запада он не получит». По словам эксперта, многие в Европе также считают, что задуманное объединение – трюк, придуманный для того, чтобы дать Путину возможность стать председателем нового союзного государства и не уходить из политики, после того как он покинет пост президента России.