Всю начавшуюся неделю в центре внимания политизированной части казахстанского общества будет находиться Конституционный Совет (КС) республики. В руках КС оказалась судьба имиджа Казахстана в глазах международного сообщества.
Обратился в КС не кто иной, как президент Казахстана. Официальным толкователям Конституции необходимо решить, соответствует ли Основному закону принятый парламентом Закон «О деятельности филиалов и представительств иностранных и международных некоммерческих организаций (НКО) на территории Республики Казахстан».
Парламентарии, работая над законом об НКО, были уверены, что документ полностью соответствует Конституции. А представители «третьего сектора», напротив, уверены, что закон нарушает все ее основополагающие принципы. Они обратились к главе государства с просьбой не подписывать этот закон. Нурсултан Назарбаев направил документ в Конституционный Совет. Если КС решит, что закон действительно нарушает Конституцию, Назарбаев наложит на него вето.
Аналогичный сценарий был разыгран год назад, при принятии поправок в Закон «О СМИ». «Драконовские» нормы, которые в случае принятия привели бы к полному уничтожению независимой прессы в Казахстане, сразу же вызвали волну критики со стороны практически всех журналистов и международного сообщества. Парламент поправки принял практически единогласно, а Назарбаев наложил на документ вето. Это решение привело к огромному росту рейтинга Нурсултана Назарбаева не только внутри страны, но и в международном сообществе.
Если аналогичный прошлогоднему сценарий повторится, это добавит немало дополнительных очков Назарбаеву на предстоящих президентских выборах. Особенно это актуально после того, как на прошлой неделе им были подписаны крайне непопулярные поправки в закон о нацбезопасности. Но даже если Конституционный Совет решит, что закон соответствует Конституции, Назарбаев все равно останется ни при чем: решение КС является обязательным для выполнения на всей территории Казахстана и обжалованию не подлежит ни при каких обстоятельствах.
В этом случае некоммерческим организациям придется туго. Так, согласно закону, филиалы и представительства международных НKО не могут быть созданы для выражения политической воли граждан, различных социальных групп. Запрещается деятельность филиалов, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и дезорганизацию деятельности государственных органов.
Вводится обязательная аккредитация филиалов иностранных НКО в Министерстве юстиции. Представители правозащитных объединений уверены, что им аккредитацию пройти не удастся.
Еще одно проблематичное требование закона: некоммерческие объединения, как казахстанские, так и иностранные, обязаны извещать местные исполнительные органы не только о проводимых мероприятиях, но и о своих финансовых делах: заявках на финансирование, получении пожертвований, грантов, переводе средств и так далее.
Представители НКО уверены, что этим законом в стране вводится неоправданно жесткий контроль за их деятельностью в республике и приведет это к тому, что международные организации просто свернут свою деятельность в Казахстане. Так, норма об извещении местных властей о проводимых мероприятиях поможет властям сорвать встречу, например, отказав в предоставлении помещения (с этим постоянно сталкиваются оппозиционные политические партии). А под формулировку «снижение степени управляемости в стране» можно подвести все что угодно, к примеру, правозащитную деятельность.
Кстати, такую направленность закона не скрывали и парламентарии. Ссылаясь на киргизские события, они настаивали на принятии этого документа, утверждая, что обязаны обеспечить защиту интересов государства от экспортеров революций. Доводы о том, что в Казахстане нет ни одного международного некоммерческого объединения, занимающегося политикой, в парламенте предпочитали не слышать. Проигнорированы парламентом и обращения и рекомендации международных организаций, в том числе и
ОБСЕ, на председательство в которой в 2009 году претендует Казахстан.
Между тем при поддержке иностранных объединений выживает большинство казахстанских НПО, занимающихся социальными вопросами, экологией, правозащитной деятельностью. Если уйдут международные организации, многие казахстанские НПО прекратят свою работу, поскольку лишатся грантов.
Астана