В Казахстан начинают съезжаться высокие гости – президенты стран – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Вчера вечером в Астану прибыл председатель КНР Ху Цзиньтао. Китайский лидер совместит сразу два важных мероприятия – официальный визит в Казахстан и участие в саммите ШОС.
Если казахстанский и китайский лидеры будут обсуждать преимущественно вопросы экономического сотрудничества, то на саммите ШОС 5–6 июля им предстоит обсуждать вопросы безопасности. Входящие в организацию Казахстан, Россия, Китай, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан твердо намерены объединить усилия в борьбе с терроризмом. В ходе саммита предстоит подписать немало важных документов. Это, во-первых, концепция сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
Также на рассмотрение Совета глав государств будут внесены проекты соглашения между правительствами государств – членов «шанхайской шестерки» о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций, положения о постоянных представителях государств – членов ШОС при региональной антитеррористической структуре, соглашения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий.
Кроме того, президенты должны принять решение о трех потенциальных членах организации – Пакистане, Иране и Индии. Пока что предлагается присвоить им статус наблюдателей, но в будущем, вероятно, они смогут стать полноценными членами ШОС. По крайней мере Пакистан уже выразил такое намерение. Поэтому не исключено, что в ближайшем будущем в «шестерке» появятся новые члены. При успешной реализации планируемых для подписания документов Региональный антитеррористический центр ШОС будет представлять реальную силу.
В то же время помимо вопросов безопасности есть еще и важный геополитический вопрос. При дальнейшем наращивании сотрудничества ШОС может значительно вытеснить интересы США из Центрально-Азиатского региона. Ведь в настоящее время активными членами организации являются две лидирующие страны постсоветского пространства – Россия и Казахстан. Китай, заинтересованный в Центральной Азии, также является членом «шестерки». К тому же страны, которые собираются присоединиться к ШОС, тоже не отличаются особой любовью к Штатам.
Но еще до начала саммита ШОС ряд важных экономических соглашений подпишут председатель КНР Ху Цзиньтао и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Глава КНР возлагает особые надежды на сотрудничество в энергетике. «Сотрудничество в энергетической области имеет стратегическое значение для общего развития. С удовлетворением отмечаем, что оно уже принесло позитивные результаты», – сказал он в интервью официальным казахстанским СМИ накануне визита. В первую очередь эти надежды связаны с нефтепроводом Атасу–Алашанькоу, строительство которого должно завершиться к концу этого года. Проектная мощность трубопровода Казахстан–Китай составит не менее 20 млн. тонн нефти в год, а его протяженность составляет около 3 тыс. км. Кроме того, у Казахстана и Китая есть еще ряд проектов в энергетической сфере, однако их суть пока не раскрывается.
Китай – один из главных казахстанских партнеров как в политической, так и в экономической сферах. По данным таможни КНР, в 2004 году товарооборот Китая и Казахстана достиг 4,5 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 2003 годом на 36,6%. Экспорт из КНР в Казахстан составил 2,2 млрд. долл., аналогична сумма экспорта и из Казахстана в Китай. Только за четыре месяца 2005 года двусторонний товарооборот достиг 1,7 млрд. долл., что дает возможность предполагать, что темпы роста этого сотрудничества в нынешнем году опять окажутся рекордными.
Астана