В Медеуском районном суде Алма-Аты начался необычный судебный процесс. Ответчик – экс-министр информации, а ныне – один из лидеров казахстанской оппозиции Алтынбек Сарсенбайулы. Истец же, требующий защиты чести и достоинства, – средство массовой информации, агентство «Хабар».
Такого в Казахстане, пожалуй, еще не было. Обычно бывает наоборот: именно СМИ выступают в качестве ответчиков по искам политиков о защите чести и достоинства. Возможно, по этой причине зал судебных заседаний был полон: на процесс пришли журналисты, политики, общественные деятели. Есть и другая причина: в зале суда слишком часто звучит имя старшей дочери президента Казахстана Дариги Назарбаевой.
Причиной иска СМИ к политику послужило интервью Алтынбека Сарсенбайулы ныне уже благополучной прикрытой властями оппозиционной газете «Республика. Деловое обозрение». В нем Сарсенбайулы, рассуждая о казахстанском медиарынке, причислил агентство «Хабар» к «медиахолдингу, который монополизировал рынок казахстанских СМИ». В частности, политик заявил, что он лично «в первую очередь демонополизировал бы холдинг, принадлежащий Дариге Назарбаевой и ее семье». «В этот холдинг, как известно, входят телеканалы «Хабар», «Ел Арна», «КТК», «НТК», «Первый канал – Евразия», спутниковый канал «Caspionet», кабельная сеть «Алма ТВ», радиостанции «Хит-ФМ», «Европа-плюс Казахстан», «Русское радио Казахстан», «Радио-ретро» и еще несколько общенациональных вещательных организаций», – утверждал в своем интервью бывший министр информации. Кроме того, Сарсенбайулы заявил, что «Первый канал – Евразия» финансируется из госбюджета через «Хабар», а это, дескать, недопустимо, так как противоречит бюджетной политике страны.
Интервью вызвало эффект разорвавшейся пусть и небольшой, но все же бомбочки. В кулуарах телеканал «Хабар», являющийся крупнейшим казахстанским телеканалом, и все вышеназванные СМИ действительно приписывают к собственности «первой дочери страны» Дариги Назарбаевой. Однако документального подтверждения этому никто не видел. Возможно, причиной таких разговоров является то, что старшая дочь президента – основатель и в недавнем прошлом руководитель АО «Агентство «Хабар». Но после избрания депутатом Мажилиса (нижней палаты) парламента Дарига Назарбаева оставила работу на «Хабаре». А основной долевой пакет агентства принадлежит государству.
Заявления Сарсенбайулы были восприняты как факт: он возглавлял Министерство информации Казахстана и прекрасно осведомлен обо всех кулуарных подробностях отечественного медиарынка.
Однако на «Хабаре» так не считают. Юрист агентства Канат Сахарьянов в ходе судебного процесса заявил, что заявления Сарсенбайулы не соответствуют действительности, ставят под сомнение легитимность финансово-хозяйственной деятельности агентства «Хабар» и порочат его деловую репутацию «с точки зрения соблюдения моральных принципов и законов Республики Казахстан». Свой моральный ущерб «Хабар» оценил в 50 млн. тенге (378 тыс. долл.). Правда, еще была возможность заключить мировое соглашение. Но для этого Сарсенбайулы должен был публично опровергнуть свои заявления.
Тот извиняться не пожелал и обвинения в свой адрес не признал. Напротив, экс-министр готов судиться, по его словам, «с фактами наперевес». Сарсенбайулы пообещал представить суду документы и «несколько десятков» свидетельских показаний, подтверждающих все его заявления.
Алма-Ата