Сегодня встречей со студентами и преподавателями МГИМО завершается двухдневный неофициальный визит в Москву председателя парламента Грузии Нино Бурджанадзе. Как сообщили «НГ» в аппарате спикера грузинского парламента, нынешняя поездка Бурджанадзе в российскую столицу заранее не планировалась. «Просто возникла необходимость еще раз уточнить позиции», – сказала помощник спикера Софо Гвалия.
Ключевым в этом смысле был вчерашний день: состоялись переговоры Нино Бурджанадзе с председателем российской Госдумы Борисом Грызловым, секретарем Совбеза Игорем Ивановым и главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Отправляясь в эту поездку, Бурджанадзе не скрывала решительного настроя. Как сказала Бурджанадзе журналистам перед отъездом из Тбилиси, нерешенные проблемы в грузино-российских отношениях продолжают накапливаться и это происходит на фоне «некорректных заявлений» со стороны Москвы, особенно участившихся после откровенной стычки грузинской и российской делегаций в Страсбурге на сессии ПАСЕ, когда Грузия, несмотря на жесткое противодействие российской делегации, добилась включения вопроса о состоянии грузино-российских отношений в повестку дня сессии ПАСЕ. По сути, Тбилиси пошел на скандал, увязав застой в урегулировании конфликтов в Абхазии и Южной Осетии с позицией России.
Целью нынешнего визита Бурджанадзе в российскую столицу было прозондировать степень готовности российских партнеров к более внятным шагам в нормализации отношений. Однако результаты московских встреч, судя по всему, оптимизма ей не добавили. Стороны в очередной раз лишь констатировали, что «российско-грузинские отношения никак не войдут в нормальное русло». А это значит, что в ближайшее время прорыва в грузино-российских отношениях ждать не стоит. И секретарь Совбеза РФ Игорь Иванов, и глава МИДа Сергей Лавров отметили лишь «наметившуюся позитивную динамику» в диалоге между Москвой и Тбилиси и наличие политической воли у сторон продолжать этот диалог.
Когда и как планируется начать реализацию этой «динамики», опять осталось за скобками. Впрочем, в Тбилиси итоги визита Нино Бурджанадзе вряд ли воспримут как слишком уж большую неожиданность. Тем более, что отсутствие прогресса в межгосударственных отношениях дает официальному Тбилиси определенное преимущество. Грузинское руководство фактически копит некую критическую массу отказов Москвы от реальных шагов по урегулированию отношений. Не случайно перед нынешним визитом Бурджанадзе в Тбилиси снова вспоминали о февральском визите в Москву президента Михаила Саакашвили, о его первых, так всех обнадеживших переговорах с президентом РФ Владимиром Путиным, о готовности Тбилиси смягчить позицию по срокам вывода российских военных баз с грузинской территории, о других оставшихся без ответа «жестах доброй воли».
И вот результат: в конце прошлой недели Совет НАТО утвердил «План индивидуального партнерства Грузии с Североатлантическим альянсом». На такой уровень отношений с НАТО пока не вышла ни одна из стран СНГ. Президент Грузии Михаил Саакашвили назвал подписание этого документа «первым серьезным и конкретным шагом» по интеграции страны в НАТО. Кроме того, он отметил, что руководство альянса «утвердило этот план гораздо раньше, чем предполагали в Тбилиси».