В первые дни сентября председатель Счетной палаты России Сергей Степашин гостил в казахстанской столице. Он участвовал в пятой сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля стран СНГ, проходившей 1–2 сентября в Астане. За время сессии ее участники договорились о взаимопомощи и решили практиковать совместные проверки. Первыми взялись реализовывать договоренности Россия и Казахстан: Счетная палата РФ и Счетный комитет РК в ближайшее время проведут совместную масштабную проверку. Цель этой работы – поиск «пропавших» на космодроме нескольких десятков миллионов долларов.
Как ни странно, но об исчезновении большой суммы денег заговорили не органы финконтроля, а депутаты. Ряд российских и казахстанских парламентариев всерьез засомневались в прозрачности и законности финансово-хозяйственных операций на Байконуре, в частности, связанных с погашением долгов России Казахстану за аренду Байконура в 1999 году. Сумма, исчезновение которой в процессе взаимозачетов обнаружили депутаты, – 65 млн. долл.
Депутаты Госдумы Петр Рубежанский и Алексей Гузанов направили письмо в адрес председателя мажилиса (нижней палаты) казахстанского парламента Жармахана Туякбая (по Конституции РК он является третьим лицом в государстве). В письме они расписали схему исчезновения денег. Так, соглашением между правительствами двух государств определялся порядок и форма расчетов. В частности, часть арендной платы российской стороны за аренду Байконура в 1999 году должна была осуществляться российскими товарами с использованием аккредитивной формы расчетов на сумму 65 миллионов долларов. Для этого было заключено соглашение между Внешэкономбанком России и Национальным банком Казахстана. Уполномоченной структурой для закупки российских товаров была определена казахстанская железнодорожная компания «Казахстан Темир Жолы».
Сделки по закупке российских товаров депутаты назвали сомнительными. Они выяснили, что цены на закупленную казахстанской стороной российскую технику были завышены в два-три раза против расценок предприятий-производителей. Чтобы скрыть это, «Казахстан Темир Жолы» организовала тендеры на закупку таким образом, чтобы победителями их стали три неизвестные омские компании, возможно, подставные.
В результате этих странных операций ущерб нанесен и Казахстану, и России. Так, российский бюджет, по подсчетам депутатов, недополучил порядка 13 миллионов долларов. Причем эта сумма – только по возвратам НДС по заключенным контрактам. А есть еще и налоги, которые также прошли мимо бюджета России. Казахстан же «недосчитался» 46 миллионов долларов. Эта сумма осела на счетах тех самых омских компаний. При этом реальная стоимость закупленного товара, по данным депутатов, составляет лишь 19 миллионов долларов.
С письмом аналогичного содержания к президенту России Владимиру Путину обратились и казахстанские парламентарии – депутаты мажилиса Толен Тохтасынов и Серикболсын Абдильдин и сенатор Зауреш Батталова. Кроме того, обращения парламентариев обоих государств опубликовала казахстанская оппозиционная газета «Республика».
Официальные лица Казахстана от комментариев по депутатским обращениям воздерживались. Свет на складывающуюся ситуацию пролил Сергей Степашин, который после встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым сообщил журналистам, что Назарбаев «дал добро» на совместную проверку органами финконтроля законности использования средств на Байконуре. Конкретной даты проверки Степашин не назвал, но уточнил, что проведена она будет в ближайшее время. Результаты должны быть известны до конца этого года. Об итогах совместной работы будет доложено президентам и парламентам России и Казахстана.
Астана