В столице Грузии готовятся к большому празднику, которого, впрочем, нет ни в одном местном календаре. В ближайшее время здесь торжественно собираются отметить победу над теперь уже бывшим лидером Аджарской автономии Асланом Абашидзе. «В Тбилиси пройдут грандиозные праздничные мероприятия в связи с событиями в Аджарии», – заявил президент Михаил Саакашвили на пресс-конференции на прошлой неделе. Правда, конкретизировать программу торжеств, а также их точную дату он не стал. Не исключено, что этот «некалендарный» праздник приурочат к отмечаемому 26 мая Дню независимости Грузии.
Кстати, в нынешнем году празднование годовщины независимости не ограничится фейерверками и народными гуляниями. Согласно президентскому указу, 26 мая в Тбилиси впервые за последние годы состоится полноценный военный парад – по площади Республики парадным строем пройдут элитные подразделения национальной армии, обученные американскими инструкторами, танковые колонны, показательные полеты продемонстрирует боевая авиация. В тот же день парад военно-морских сил Грузии состоится в акватории Батумского порта.
Все это ставит победу над Абашидзе в разряд событий едва ли не исторических. Впрочем, сам президент Саакашвили успех своей второй за неполные полгода «революции роз» именно так и оценивает, назвав усмирение Аджарии «этапом на пути к полному объединению Грузии», чем вызвал нешуточный переполох в считающих себя независимыми Абхазии и Южной Осетии. «Бескровная революция в Батуми и изгнание Аслана Абашидзе из страны окончательно развеяли в грузинах синдром побежденной нации», – заявил президент.
Подобные декларации, конечно, добавляют популярности новому грузинскому руководству. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Не все вопросы «закрыты» в той же Аджарии: по-прежнему не удается выкурить из лесов в окрестностях Батуми «отряд быстрого реагирования» бывшего замминистра внутренних дел автономной республики Давида Бакуридзе численностью около 70 человек, которые сохранили верность Абашидзе, отказались разоружиться и угрожают диверсиями. То, что это не пустые угрозы, стало ясно в конце минувшей недели, когда в районе моста через пограничную реку Чолоки сотрудники обновленного МВД Аджарии обнаружили три противотанковые мины. Головной боли центральному руководству добавляет и ход разоружения в Аджарии. По данным МВД, изъятие у населения розданного прежним руководством автономии оружия дает неплохие результаты. Причем в ходе рейдов по аджарским городам и селам за несколько последних дней изъято не только почти 3 тысячи автоматов, но и переносной зенитно-ракетный комплекс «Стрела», несколько противотанковых ракетных установок «Фагот». Но никто не рискнет утверждать, что столь же серьезного оружия у пока затаившихся в лесах отрядов сторонников Абашидзе уже не осталось.
Далека от полного спокойствия обстановка и во многих внутренних районах Грузии. Придя к власти, Саакашвили со многими своими потенциальными оппонентами уже успел разобраться: кого-то вынудил уехать, кто-то сам предпочел переждать период революционных перемен где-нибудь за пределами Грузии, кто-то счел за благо «перекраситься», кто-то оказался за решеткой. Но многие, похоже, не смирились с потерей былого влияния. И время от времени устраивают президенту своеобразные проверки на прочность.
Так, недавно обострилась ситуация в расположенном к юго-востоку от Тбилиси Цалкском районе, где на прошлой неделе вспыхнули столкновения между местными армянами и грузинами-переселенцами из горных районов Аджарии. Дело дошло до кровопролития, стенка на стенку пошли армянские и грузинские села, и во избежание «войны районного масштаба» властям пришлось срочно перебрасывать туда внутренние войска, ставить их между армянами и грузинами. Конфликт этот назревал давно, еще при президенте Шеварднадзе. А теперь оказался, что называется, востребованным. Правда, президент Саакашвили поспешил всех успокоить: дескать, это «вовсе не межэтнический конфликт, а обычные драки». Но тут же заговорил о некоей «провокации», в которую, по его словам, власть вовлекаться не намерена.
При этом многие в Тбилиси склонны видеть и в цалкских событиях «аджарский след». Во всяком случае, так считает член нынешней временной администрации Аджарии Коба Хабази, который еще до изгнания из Батуми Аслана Абашидзе предсказал обострение ситуации именно в Цалкском районе, заявив корреспонденту «НГ», что Абашидзе на всякий случай, исподволь готовил новые очаги напряженности во внутренних районах Грузии, в том же Цалкском районе, и теперь делает все, чтобы спровоцировать столкновения между местным армянским населением и аджарскими переселенцами.
Другой горячей точкой в Грузии может стать несколько подзабытое всеми Панкисское ущелье. Там тоже неожиданно начались неприятные для тбилисского руководства процессы. Несколько десятков проживающих в ущелье беженцев из Чечни вдруг объявили голодовку, протестуя против «террора», который, по их мнению, осуществляет в отношении беженцев центральное руководство Грузии. По словам побывавшего в Панкиси руководителя неправительственной организации «Бывшие политзаключенные – за права человека» Наны Какабадзе, «беженцы требуют, чтобы власти Грузии прекратили их преследовать, похищать мужчин и незаконно, тайно передавать их российской стороне».
Примечательно, что волнения в Панкисском ущелье начались сразу после того, как официальный Тбилиси заявил, что этот регион Грузии уже никогда не будет представлять угрозу для России и с терроризмом там покончено раз и навсегда.
Такого рода совпадения обычно не обходятся без чьей-то режиссуры. А это значит, что президента Саакашвили упорно подталкивают к силовым действиям, которые могут в очередной раз взорвать ситуацию в Грузии. Пока он от таких действий воздерживается. Но дальше, как говорится, возможны варианты.