Путин и Кучма много общались друг с другом и мало - с прессой.
Фото Reuters
«Мы с Владимиром Владимировичем не гуляли, мы много работали», – так, по словам Леонида Кучмы, провели время в Крыму российский и украинский президенты. Правда, из официальной программы встречи двух лидеров совсем не вытекало, что работа была напряженной. Обмен ратификационными грамотами в Ливадийском дворце, затем короткое участие в конференции парламентариев двух стран. Вот, собственно, все, что удалось увидеть прессе. По поводу остальных пунктов программы – совместных завтрака, обеда, ужина, прогулки по парку в Алуште – трудно было судить, что это – работа или просто приятное совместное времяпрепровождение.
Не знаю, как моих коллег, а меня мучил вопрос: зачем все-таки Путин прилетел в четверг вечером в Крым к Кучме? Ведь всего через месяц президенты вновь увидятся в Киеве, где пройдет саммит «четверки». Грамотами, кстати, можно было и там обменяться.
Хотя истинные цели встречи так и остались за кадром, что-то все-таки стало понятно. Учитывая предстоящие осенью президентские выборы на Украине, Москва особенно торопится решить с соседями наиболее болезненные вопросы. Прежде всего по поводу Единого экономического пространства – так называемой «четверки». На пресс-конференции после обмена грамотами к договорам «О государственной границе» и «О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» украинские журналисты проявили повышенный интерес к теме «четверки». Российский президент признал, что над этой проблемой предстоит еще много потрудиться, что к предстоящей встрече в Киеве «необходимо выработать серьезный документ – экономическую хартию взаимодействия, которая будет регулировать взаимоотношения в области тарифов, транспорта, связи, движения людей и товаров». «Это будет что-то вроде экономической конституции», – пояснил Путин.
Из Ливадийского дворца главы России и Украины перебазировались в пансионат «Море» под Алуштой. Кортеж в считанные минуты домчал Путина и Кучму, а вот автобус с российской прессой крымские дороги так оперативно покорить не смог. Но президенты любезно согласились несколько минут подождать опаздывающую прессу. Как выяснилось, ждали не зря.
Здесь Путин и Кучма сочли необходимым сделать несколько знаковых заявлений. При этом оба президента постарались проявить чудеса дипломатии: чтобы и своему народу приятно было, и соседей не обидеть. Гость из Москвы отметил, что «никаких препятствий со стороны России для того, чтобы поддержать исторический выбор украинского народа на независимость, нет». Поскольку Кучма загодя назвал запрет на вещание на русском языке неконституционной мерой, российский президент предпочел на этом сложном вопросе не останавливаться: «Не хочу больше распинаться на эту тему. Это внутреннее дело Украины. Рассчитываю на здравый смысл и обращаюсь к тем в Украине, кто считает русский язык родным, думает на нем».
А Кучма произнес целый пассаж об отношениях с Евросоюзом: «У нас цель одна – мы двигаемся в сторону Европы. Но кто надеется на то, что стать членом ЕС можно уже в ближайшее время, тот большой фантаст. ЕС дай бог переварить новые десять стран. На очереди еще Болгария и Румыния». Отсюда украинский президент сделал мудрый вывод, подводящий к необходимости сотрудничества с Россией: «Мы не можем сидеть и ждать у моря погоды, нас не устраивают обещания, нам сегодня, – украинский президент сделал особое ударение на этом слове, – надо жить и работать».
Путину высказывание Кучмы пришлось по душе, и он решил отреагировать: «И в России, и в Украине есть стремление интегрироваться в европейские экономические процессы. Но Россия не заинтересована в том, чтобы ограничиться только поставками нефти и газа на мировой рынок, как, думаю, и в Украине никто не хочет торговать буряком, тем более что и буряк там никому не нужен».
Кстати, почему именно пансионат «Море» удостоился высокой чести быть показанным по всем федеральным каналам двух государств, с Кучмой и Путиным, прогуливающимися по его парку, – было еще одной, хотя, конечно, далеко не главной интригой российского-украинского саммита. Все стало вставать на свои места, когда мы увидели среди российских парламентариев главу НРБ Александра Лебедева. Вскоре выяснилось, что «Море» – один из крупных инвестиционных проектов НРБ в Крыму.
Алушта