Андрей Пионтковский, директор Центра стратегических исследований
Мы все вышли из одного советского прошлого. И ментальность та же. Ведь в Прибалтике почему-то эта схема не применяется. Видимо, там люди немного иначе устроены. Мне кажется, что и президент Путин может последовать примеру соседей по СНГ. Я наблюдаю, как меняется риторика российского президента. Если раньше он был категорически против третьего срока и изменения Конституции, то в последнее время он говорил только о том, что нельзя нарушать Конституцию. Понятно, что последняя формулировка вовсе не исключает возможности ее изменения. Так что по мере приближения к 2008 году этот искус и соблазн будут все более непреодолимыми. Наши крупные государственные деятели, такие как Кадыров или Жириновский, замахиваются уже на более глобальные цели – на пожизненное президентство Путина. Конституция может быть изменена и без участия Путина. Процедура известна: конституционное большинство в Думе и Совете Федерации. Так что пример соседей становится заразительным.
Алексей Малашенко, член научного совета Московского центра «Карнеги»
Классическая система в СНГ заключается в том, что власть так или иначе остается в руках у «семьи»: либо остается по-прежнему в руках одного и того же человека, либо передается абсолютно доверенному лицу. В Казахстане на сегодняшний день очевидно, что в рамках правящего клана альтернативы Назарбаеву нет. Но, помимо внутренних условий, есть обстоятельства внешние – это мнение России и США. Россию Назарбаев вполне устраивает. Насколько американцы будут готовы иметь с ним дело после 2006 года, сказать трудно. Тем более что в Центральной Азии для них Назарбаев наиболее спорная фигура. А пока он выходит на финишную прямую и будет делать все, чтобы остаться у власти.
В России уже наметилась тенденция к использованию схем передачи власти, опробованных в других странах СНГ. Назарбаев, как и Ельцин, прежде вытоптал полностью все политическое пространство. Удастся ли Путину сохранить эту политическую пустыню, сказать трудно. Ситуация здесь может развиваться двояко: силовики могут поддержать Путина или в какой-то момент прийти к выводу, что им нужна более подходящая фигура.
Вячеслав Игрунов, директор Международного института гуманитарно-политических исследований
Нужно иметь в виду, что дело происходит в самой сердцевине Азии, где у казахстанского народа никогда не было самостоятельного государства. И государство на самом деле – это президент. Сегодня ни в одной из исламских стран бывшего СССР реальной смены власти не происходит. Это свидетельствует о том, что есть серьезные культурные традиции, которые препятствуют нормальному демократическому развитию этих государств. Я не большой поклонник авторитаризма, а уж тем более династического наследования власти, но сегодня в Казахстане недостаточно сил, чтобы изнутри страны изменить складывающуюся ситуацию.
Я не вижу смысла в смене российской Конституции, даже если предположить, что кто-то захочет получить бесконечно долгую власть. Конституция России и так допускает возможность бесконечно продлевать возможности одного человека. Чтобы сохранить власть, Путину не нужно ничего менять. Если президент укрепит партию «Единая Россия» и создаст традицию, при которой большинство Госдумы избирает премьер-министра, то, став лидером этой политической партии, по окончании президентского срока он вполне может претендовать на место премьера. А тогда, передав новому президенту власть таким же образом, как Ельцин передал Путину, премьер-министр получит управляемого президента и парламент и сможет руководить страной два, три, четыре, пять сроков...