Визит Владимира Путина в Киев был полон безмолвными, но многозначительными ритуалами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Неправду говорят, что главам государств чуждо все человеческое. Вот, например, в конце прошлой недели российский президент гостил у украинского. Владимир Владимирович и Леонид Данилович вместе смотрели концерт, ходили в церковь и обедали, попутно обсуждая дела государственные. А если бы метели не было, то, может быть, и небольшой променад по Крещатику совершили.
Глава России навестил своего украинского коллегу в непростой для последнего момент – парламент никак не хочет объединиться, чтобы в едином порыве изменить Конституцию страны. А вот у Владимира Владимировича в Думе уже все схвачено – хоть сейчас 300 депутатов поддержат любую инициативу любимого президента. Недаром, говоря о парламентском кризисе, Леонид Данилович посоветовал журналистам переадресовать вопрос своему российскому коллеге, который «может поделиться опытом». «В России вся власть нацелена на решение внутриполитических задач», – объяснил свою непростую мысль глава Украины. Ну а что до внеочередной сессии Рады, то Леонид Данилович очень опасался, что она может «превратиться в мероприятие», корректное слово которому украинский президент так и не смог подобрать – все-таки рядом были женщины.
Наши же парламентарии пока не склонны драматизировать происходящее в Раде. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, сопровождавшая нашего президента, в беседе с корреспондентом «НГ» назвала происходящее «согласованием позиций». Перспектива же выбора украинского президента парламентом не кажется Любови Константиновне невероятной. «В Латвии главу государства выбирает сейм», – привела пример Слиска. Так что, того и гляди, латвийский опыт начнет гулять по пространству бывшего СССР.
Впрочем, не для обсуждения конституционной реформы на Украине приехал в Киев Владимир Владимирович. Хотя не все это с ходу поняли. «Как вы относитесь к третьему сроку Кучмы?» – прокричала Путину сквозь толпу встречающих российского президента в киевском аэропорту «Борисполь» журналистка Франс Пресс. «Это внутреннее дело Украины», – ответил Путин, а девушка других мероприятий его визита уже не освещала. Хотя россияне заявили, что им эта история особого дискомфорта не доставила, принимающая сторона решила пресечь на корню все попытки задавать неуместные вопросы.
Ведь главный пункт визита Владимира Владимировича – закрытие Года России на Украине, которое по стечению обстоятельств совпало с 350-летием Переяславской Рады. А она, как известно, провозгласила присоединение Киева к Москве. Ответить на вопрос об итогах нашего года в бывшей Малороссии корреспондент «НГ» попросила нашего посла в Киеве Виктора Черномырдина. «Отлично», – бодро заявил мне Виктор Степанович, торопясь на торжественный концерт. Украинские журналисты придерживались на этот счет другого мнения. Из всех мероприятий мои коллеги вспомнили только неделю российского кино. «Так у нас неделя и французских, и польских фильмов бывает, – заметили мои собеседники, а потом с усмешкой добавили: – А вообще у нас Год России на Украине уже 350 лет». А официальный Киев вообще включил в итоговый перечень ключевых мероприятий нашего года на Украине московскую презентацию книги Леонида Кучмы «Украина – не Россия».
Несмотря на очевидное многообразие оценок итогов Года России на Украине, очевидно только одно: по многим прежде всего экономическим вопросам, являющимся предметом дискуссии между двумя сторонами, дело если и сдвинулось с мертвой точки, то всего на несколько миллиметров. В частности, пока туманны перспективы участия немецкой стороны в российско-украинском газотранспортном консорциуме. А результатом переговоров по реверсному варианту транспортировки нефти по трубопроводу Одесса–Броды пока явилось то, что «украинцы крепко задумались». Как рассказал мне высокопоставленный член нашей делегации, российская сторона предложила украинской заключить годовой контракт на реверсное использование трубопровода. «На тарифах они смогут получить от 30 до 50 млн. долл., которые смогут пустить на дальнейшее строительство трубы на Польшу», – пояснил чиновник. Покупка же украинских облэнерго, крайне выгодная для нас как экономически, так и геополитически, упирается в сопротивление прозападно настроенной оппозиции. «Но если Кучма останется, эта перспектива становится более вероятной», – отметил мой собеседник. Так что, когда российские политики говорят, что события на Украине их не волнуют, они, мягко говоря, лукавят.
Ну а самый провальный результат нашего года на Украине – продолжающееся сокращение использования русского языка, а вместе с тем и российского культурного влияния. По наблюдениям корреспондента «НГ», последний раз побывавшей в Киеве год назад, на улицах украинской столицы русский язык теперь можно услышать гораздо реже. А в Кремле открыто признают, что количество русских школ в Украине неуклонно уменьшается.
Впрочем, все эти неурядицы во взаимных отношениях дружить Владимиру Владимировичу и Леониду Даниловичу не мешают. Вечером в пятницу после торжественного концерта они выпили крымского шампанского за дружбу двух стран и обменялись подарками. Испортить настроение двум лидерам не смог и жидкий пикет оппозиции напротив национального дворца «Украина», где проходил торжественный концерт. Пикетчики выставили лозунги «Московская империя на Украине не пройдет» и «Прощай, Россия, навсегда». Наутро в субботу два президента вновь встретились в недавно восстановленном Успенском соборе Киево-Печерской лавры. А потом вместе пообедали – ведь дружба между людьми за хорошим столом только крепнет.
Остальные члены российской делегации тоже занимались упрочением связей между двумя странами. Московский мэр Юрий Лужков в сопровождении своего киевского коллеги Александра Омельченко покупал сало на Бессарабском рынке. «Вот такое, с мясом взял», – гордо показала мне свою продукцию продавщица.
Российские бизнесмены сало не покупали, но время проводили с пользой. Когда еще можно так запросто пообщаться с главой кремлевской администрации и другими высокопоставленными чиновниками и узнать последние новости за зубчатой стеной? Приехали бизнесмены в Киев, кстати, в весьма представительном составе. Был и глава «Русского алюминия» Олег Дерипаска, и руководитель «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, и глава НРБ Александр Лебедев. Последний, правда, представлял российский парламент. Не было только главы «Газпрома» Алексея Миллера, еще утром в пятницу обещавшего своим коллегам добраться до украинской столицы на личном самолете. Он, вероятно, отстаивал наши интересы на белорусском направлении.