У Сергея Сидорского и Михаила Касьянова настроения не совпадают.
Фото Reuters
Вчера были сорваны российско-белорусские переговоры по вопросам поставок газа и создания СП на базе "Белтрансгаза". О том, что встреча на уровне газовых корпораций "Газпром" и "Белтрансгаз" планировалась на 19 января, сообщил Департамент правительственной информации РФ. Однако вчера белорусская делегация в Москву не прибыла. Решение отменить поездку было принято в последний момент, и даже в самом "Белтрансгазе" утром в понедельник толком не знали, где находится гендиректор Петр Петух. В приемной отвечали, что он в 7 часов должен был отбыть в Москву, а один из заместителей выразил стопроцентную уверенность, что на переговоры тот не поехал и "находится в республике".
Тем не менее, как сказал "НГ" пресс-секретарь председателя правления "Газпрома" Сергей Куприянов, "переговоры должны состояться сегодня".
"Газовый вопрос" обсуждался в Москве всю прошлую неделю. Сначала попыталось найти компромисс руководство газовых корпораций, но никакие договоренности так и не были достигнуты. Белорусская сторона, как и ранее, требовала поставлять "голубое топливо" в 2004 году по цене пятого ценового пояса РФ, а "Газпром" продолжал настаивать на рыночных условиях. А в минувший четверг агентства распространили информацию о приезде в Москву белорусского премьера. В тот же день состоялись переговоры двух вице-премьеров - белорусского Владимира Семашко и российского Виктора Христенко. Последний заявил, что Россия и Белоруссия достигли прогресса по вопросам взаимодействия в газовой сфере и в сфере урегулирования имущественных отношений. Таким образом, была подготовлена почва для встречи премьеров. И поскольку Сидорский "сломя голову" полетел в Москву на следующий день, в пятницу, аналитики прогнозировали, что ожидается некий прорыв в затянувшихся переговорах.
Разговор между главами исполнительной власти России и Белоруссии, инициатива которого исходила от белорусского премьера, состоялся непростой. В перерыве встречи Касьянов заявил журналистам, что "никаких договоренностей пока нет" и "переговоры идут сложно". Противоречия между позициями Москвы и Минска вскрылась сразу же после переговоров Сидорского и Касьянова. Российский премьер никаких конкретных заявлений для прессы не сделал. Его пресс-секретарь Татьяна Разбаш, комментируя "НГ" итоги переговоров, подчеркнула, что несмотря на то, что "встреча прошла с положительным эффектом, окончательная точка пока в этом вопросе не поставлена".
А Сидорский сразу после приземления в родном аэропорту сделал ряд сенсационных заявлений для местного телевидения. Из его слов вытекало, что о дешевом газе из России можно не беспокоиться: поставки будут временно осуществляться "по условиям договора 2003 года" (75% газа будет поставляться "Газпромом" по льготной цене, остальной объем - независимыми поставщиками либо "Газпромом" по рыночным ценам). Помимо этого, по словам Сидорского, российская сторона согласилась с тем, что предложение "Газпрома" об оценке ОАО "Белтрансгаз" по балансовой стоимости является неприемлемым. Россияне, дескать, признали, что их намерение оценить 100 процентов акций предприятия по балансовой стоимости (что составляет 600 млн. долл.) несостоятельно. Экспертиза, которую в ближайшее время должны произвести независимые специалисты, должна назвать реальную рыночную стоимость предприятия, сообщил Сидорский. Как надеется Минск, стоимость предприятия будет оценена примерно в 5 млрд. долл. В то же время Сидорский еще раз подчеркнул, что 19 января переговоры пройдут уже на уровне "Газпрома" и "Белтрансгаза", которые документально оформят достигнутые премьерами устные договоренности.
Источник в правительстве РФ, комментируя "НГ" заявление белорусского премьер-министра, высказал крайнее недоумение. По его словам, сама идея поставок газа "Газпромом" по условиям 2003 года - это только позиция Сидорского, которую он пытался навязать российской стороне. По словам источника "НГ", позиция РФ остается жесткой: пока не будут подписаны контракты, ни о каких временных уступках со стороны России не может быть и речи.
О достигнутых договоренностях о поставках "Газпромом" газа в Белоруссию по условиям 2003 года ничего не знают и в "Газпроме". По словам Сергея Куприянова, "с "Газпромом" таких договоренностей нет". Он подчеркнул, что за последнее время позиция "Газпрома" не изменилась: "Мы по-прежнему считаем, что до тех пор, пока у нас нет ощутимого продвижения в вопросе по СП, нужно подписывать контракт о поставках газа в Белоруссию по рыночным ценам". Пресс-секретарь Алексея Миллера также отметил, что вопрос об оценке стоимости "Белтрансгаза" остается открытым: "Мы изначально выступали за оценку "Белтрансгаза" по рыночной стоимости. Поэтому необходимо привлечение независимых структур, которые могли бы проверить эту оценку. Другое дело, что рыночная стоимость этого предприятия все равно близка к балансовой".
Пока соответствующие контракты не подписаны, слова остаются словами. Как заявил белорусский премьер-министр, на подписание топливно-энергетического баланса России и Белоруссии можно рассчитывать не ранее 10 февраля. По итогам сегодняшних переговоров станет ясно, насколько близки к истине заявления белорусского премьера. Скорее всего газовый конфликт между Россией и Белоруссией все-таки будет урегулирован в ближайшее время - в этом заинтересованы обе стороны. Если же ситуация будет развиваться по иному пути, то уже весной Белоруссия может остаться без газа.
═
Москва-Минск