Самый молодой спикер парламента в СНГ готов поделиться своим опытом и знаниями со старшими коллегами.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
-Артур Ваганович, как вас, новичка-спикера, приняли в "кавказской четверке"?
- Радушно, как своего. Поздравили со вступлением.
- И предупредили, чтобы вы никому ничего не рассказывали?
- Таковы условия для участников встреч в этом формате. Не я их устанавливал.
- А вам не кажется странной такая скрытность? Президенты, и те больше откровенничают с журналистами...
- Видите ли, я приветствую любой механизм диалога, который может существовать между государствами, а особенно теми, у которых накопилось много годами не разрешающихся проблем. "Кавказский узел" пока крепко стянут этими проблемами. И мы в "кавказской четверке" пытаемся в них разобраться - для чего, собственно, она и была создана. Ситуация пока больше темная, чем ясная: есть много аспектов, завязанных на национальные государственные интересы, ряд тонких и весьма щепетильных вопросов. Часть из них связана также с парламентскими выборами, которые в ближайшее время пройдут и в Азербайджане, и в Грузии, и в России┘
В этом смысле в 2004 году наш формат может быть несколько обновлен. Я думаю, что когда мы, четыре новых спикера, нащупаем, за какой кончик нам потянуть "кавказский узел", то можно будет говорить о том, чтобы сделать нашу "четверку" более прозрачной. Лично я, как политик открытый, буду выступать за то, чтобы общественность и СМИ получали всю возможную информацию о деятельности "кавказской четверки".
- Не секрет, что степень влияния парламентов и их спикеров на исполнительную власть в каждой из четырех стран в настоящее время минимальна. Вот нащупаете вы, как развязать "кавказский узел", а повлиять на президентов не удастся...
- Я не совсем согласен с мнением, что парламенты и спикеры имеют минимальное влияние на исполнительную власть в наших странах. В руках законодательной власти множество эффективных рычагов, позволяющих принимать конкретные решения и осуществлять их. Другое дело, что нужен единый действенный механизм реализации наших договоренностей. Это действительно первостепенная задача, и уже на этом заседании я внес предложение по разработке такого механизма.
- Одна из проблем, которая наиболее близка Армении, - карабахская. Какие здесь подвижки? Состоялась ли у вас беседа по этому поводу с вашим азербайджанским коллегой?
- Да, с моим коллегой из Баку господином Алескеровым мы определенное время поговорили наедине. Мы нашли понимание в том, что пришло время находить новые решения, приемлемые для обеих сторон и ведущие к желанному для нас результату - окончательному урегулированию конфликта и установлению стабильного мира в нашем регионе.
- Наблюдатели прогнозируют, что в результате намеченных на 15 октября президентских выборов в Азербайджане к власти в стране придет сын Гейдара Алиева Ильхам. С точки зрения решения карабахской проблемы это благо для Армении или нет?
- Ильхам Алиев - политик молодой и, по моим наблюдениям, трезво мыслящий. Я уверен, что он в курсе всех деталей переговорного процесса, в том числе вопросов, обсуждаемых за последние несколько лет его отцом и президентом Армении Робертом Кочаряном. В этом плане Ильхам Алиев может обеспечить непрерывность процесса. В то же время понятно, что, кто бы ни пришел к власти в Азербайджане, переговорный процесс по Карабаху не должен прерываться. Заинтересованность же у нас одна - чтобы в Азербайджане после выборов было так же стабильно, как сейчас стабильно в Армении после состоявшихся президентских и парламентских выборов. То же самое я сказал бы и в отношении Грузии. Легитимность смены власти у наших ближайших соседей не должна вызывать сомнений. От этого зависит мир и благополучие в Кавказском регионе.
- До некоторой степени мир и определенное благополучие в регионе обеспечивает мощная российская военная база, дислоцирующаяся на территории республики. Армения несет колоссальные расходы на содержание этой базы. Насколько они оправданны?
- Расходы на содержание российской военной базы в Армении несут как армянская, так и российская стороны, и это совершенно нормально. Очевидно, что у России на Кавказе свои геополитические интересы, есть задача обеспечения безопасности страны на фоне угрозы распространения терроризма в этом регионе. Это совпадает и с интересами Армении. Кроме того, Россия, как известно, наш стратегический партнер. Именно по этим причинам ее войска находятся на территории нашей страны. На этот счет действуют соответствующие ратифицированные парламентами сторон межгосударственные договоренности.
- Но в последнее время Ереван активно развивал и взаимоотношения в военной сфере с США и странами НАТО┘
- Сегодняшняя ситуация в мире напрямую предполагает всестороннее военное сотрудничество. Не будем забывать об общей для всех цели - борьбе против международного терроризма. Недавно мы провели военные учения в рамках программы "Партнерство во имя мира", идет обмен военными делегациями, в соответствии с договоренностями США предоставит Армении техническую помощь для переоборудования средств армейской связи.
- А НАТО оказывает какую-то конкретную помощь Армении?
- В области подготовки кадров. Но эта помощь незначительна. Основной состав армянских курсантов и офицеров обучается в российских военных заведениях, что само по себе говорит о многом.
- Еще одна насущная проблема Армении - открытие сквозного сообщения с Россией через Грузию. Говорили ли вы об этом с Нино Бурджанадзе?
- Конечно. У нас есть полное взаимопонимание по этому вопросу: дорогу открывать наконец надо. Но я не хочу, чтобы это понимание было предвыборным и конъюнктурным. Поэтому более конкретно мы решили вернуться к этому и к другим важнейшим и насущным проблемам в начале февраля следующего года, когда мы вновь соберемся "кавказской четверкой".
- Какие документы с вашим участием были подписаны в Москве?
- Меморандум между Советом Федерации России и Национальным собранием Армении об активизации двустороннего сотрудничества. Кроме того, был подписан основополагающий Меморандум между российской Счетной палатой и армянской Контрольной палатой, предполагающий осуществление надлежащего финансового контроля и аудита на совместных российско-армянских предприятиях. Мы также договорились о проведении в 2004 году крупного российско-армянского бизнес-форума. Ряд проектов будет осуществлен и в области культурного сотрудничества.