На минувшей неделе, то есть накануне начавшегося вчера визита Владимира Путина в Минск, наблюдалось заметное оживление парламентариев России и Белоруссии. Причем особую активность в эти дни проявлял спикер Госдумы Геннадий Селезнев, который по совместительству является и председателем Парламентского собрания Союзного государства (СГ). Под его началом прошла 22-я сессия Парламентского собрания СГ. Судьбу союза депутаты регулярно обсуждали и раньше (по словам Селезнева, было около 140 общественно-парламентских мероприятий), но визит российского президента в Минск активизировал народных избранников к кипучей деятельности. Селезнев постарался придать мероприятию некое выдающееся, чуть ли не эпохальное значение. Мол, только благодаря депутатам удалось помирить двух конфликтующих всю вторую половину прошлого года президентов, которые нашли-таки в себе политическую волю выработать, несмотря на серьезные разногласия, консолидированную позицию. В результате был поддержан курс на преемственность и обновление в деле единения Белоруссии и России.
Конкретно же парламентарии приняли бюджет Союзного государства на 2003 год и провели долгожданное заседание рабочей группы по подготовке проекта Конституционного акта. Что касается бюджета, то принимали его в весьма оперативном режиме. Принципиальных замечаний к проекту вроде не было, а более 20 поправок, по словам заместителя госсекретаря Союзного государства Сергея Калашникова, носили в основном технический характер. Дискуссии были жаркие, бюджет обсуждался три дня и был принят во втором чтении. Селезнев не скрывал своей радости: впервые проблему решили в январе. В то время как, скажем, с принятием бюджета на 2002 г. протянули аж до июня.
Любопытно, что в рамках обсуждения финансовых проблем был поднят вопрос об увеличении "информационного" ассигнования. Ив этом году и россияне, и белорусы должны будут вкусить куда большую порцию "объединительной пропаганды", чем это было прежде.
Заседание российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного акта было первым с момента ее обновления. Напомним, что по поручению Путина и Лукашенко в прошлом году состав этой группы был усилен и статус ее был повышен. Теперь ее возглавляют лично Селезнев и его коллега с белорусской стороны председатель Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Владимир Попов. Текст же документа, с тех пор как ожидалось его принятие еще в конце 2001-го или в начале 2002-го, не претерпел каких-нибудь существенных изменений. Вносились, конечно, какие-то поправки, но все, как следует полагать, тоже "технического характера". Поэтому ясно, что окончательное решение, что следует вносить, а что нет, как сказал "НГ" руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Алексей Макаркин, будет определять Старая площадь, а не Охотный Ряд.
Повышенную активность Селезнева и других российских и белорусских парламентариев наблюдатели в обеих странах объясняют явным желанием вовремя оказаться на виду у ведущих "конструктивный диалог" президентов. Ведь если случится неожиданное и государственные структуры cоюза будут созданы, то спикер Госдумы вполне может претендовать на пост не номинального, а реального председателя союзного парламента. Впрочем, Селезнев понимает, что в нынешних условиях нет никаких гарантий того, что этот пост отдадут именно ему (а не его коллеге Попову или даже кому-то другому). Кроме того, как считает Алексей Макаркин, Селезневу очень хочется в преддверии выборов в Госдуму снискать себе в России лавры "объединителя русских и белорусских земель", что в немалой степени позволило бы возглавляемой им партии получить заветные 5%, чтобы пройти в новый состав Думы.