Уже в ближайшее время Россия столкнется с новыми серьезными проблемами в своих взаимоотношениях с Белоруссией, Молдавией и Украиной. Это стало ясно после того, как в рамках двухдневного заседания министров иностранных дел Евросоюза, которое завершилось вчера в Брюсселе в формате Совета ЕС по общим делам, были приняты рекомендации по "инициативе нового соседства". Как известно, ЕС в скором времени расширится, и три упомянутые страны СНГ станут непосредственными соседями Евросоюза. А это, как было подчеркнуто в Брюсселе, вызывает необходимость уже сейчас начинать выстраивать с ними новые отношения. При этом ЕС планирует сформулировать "долгосрочный и комплексный подход к каждой из этих стран".
Что это означает для России, понять нетрудно. Белоруссия, Молдавия и Украина являются последними оплотами относительно эффективного влияния России на Европу. И если ЕС найдет наиболее действенные рычаги корректировки своей политики в отношении Киева, Кишинева и Минска, Москве в конечном итоге придется констатировать лишь факт качественной смены расстановки сил в европейской части СНГ. Да и в Европе в целом. Ибо совершенно очевидно, что, расширяясь на восток, ЕС подчеркнуто отгораживается от России, в том числе и посредством возведения "непреодолимых" для нее таможенно-пограничных рубежей. Степень интеграции России в Европу будет зависеть от европейских чиновников. По мнению гендиректора Центра политических технологий Дмитрия Орлова, которое он высказал по данному поводу "НГ", "это тревожный процесс, в противовес которому Россия должна предлагать свои контрмеры, чтобы удержать Белоруссию, Молдавию и Украину в сфере своего притяжения".
Любопытно, однако, что, скажем, в отношении Белоруссии интересы ЕС и России могут пересекаться и будут нацелены на то, чтобы скорее свести с политической сцены "неуправляемого" Александра Лукашенко и способствовать утверждению в Минске "своего" ставленника. Разумеется, взгляд на "своего" у каждой стороны разный.
В остальном же Москва в ответ на "инициативы нового соседства" должна искать свои подходы к трем бывшим советским республикам, предлагая им альтернативные, возможно, более благоприятные для них варианты сотрудничества. В этом смысле на чаше весов могут оказаться и экономические интересы Кремля, связанные прежде всего с нефтью и газом.
Однако когда вечно запаздывающий в подобных делах Кремль выработает свои "контрмеры", пока неясно. Что же касается ЕС, то, по источникам "НГ" в Брюсселе, уже в начале следующего года представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, которому в минувший понедельник было дано соответствующее поручение, приступит к разработке, причем в кратчайшие сроки, детализированных предложений по осуществлению упомянутой инициативы.