На прошлой неделе белорусские парламентарии неожиданно осмелились попросить президента страны Александра Лукашенко поделиться с ними властью. Речь шла о законопроекте "О национальном собрании", который в ближайшее время должен быть рассмотрен во втором чтении. И перед этим действом, которое может случиться в ближайшее время, Лукашенко решил лично провести по этому поводу рабочее совещание. Там он без обиняков заявил парламентариям, что у нас "сильная президентская республика, в которой президент - глава государства, наделенный в соответствии с Конституцией широкими полномочиями". А посему, указал Лукашенко, парламент не должен и не может заниматься балансировкой президентских полномочий, поскольку это противоречит Конституции. "Если кому-то расширять полномочия, то от кого-то их соответственно нужно забирать, - вполне логично рассуждал он. - Нельзя читать Конституцию как кому заблагорассудится. Если каждая ветвь власти начнет трактовать этот документ в свою пользу, то может начаться развал. Основной закон нельзя персонифицировать". Здесь уместно напомнить, что не далее как в середине сентября сам Лукашенко не исключил возможности того, что он может баллотироваться в 2006 г. на третий президентский срок (а нынешняя Конституция республики этого не допускает) и для этого готов инициировать внесение изменений в Основной закон государства. Но депутаты на совещании проглотили эту пилюлю.
Кстати, всю эпопею с расширением функций и полномочий белорусского парламента начал сам глава государства, продекларировав это еще в 2000 г. Тогда это показалось неожиданным для многих. Но на самом деле в той ситуации Лукашенко и не мог поступить иначе: итоги парламентских выборов осени 2000 г. не были признаны Европой и США, и подобной тактической уловки от властей вполне следовало ожидать. Тогда же началась и разработка проекта нового закона. Лукашенко - уже в преддверии президентских выборов 2001 г. - продолжал оставаться его сторонником. Осенью того же года проект был подготовлен и принят за основу в первом чтении. Но уже ко второму чтению, которое должно было состояться в ходе весенней сессии 2002 г., депутатам так и не удалось договориться с администрацией президента о том, какие именно права и полномочия исполнительная власть добровольно готова "сдать" власти законодательной.
К примеру, парламентарии заикнулись о создании в Национальном собрании собственной бухгалтерии. На упомянутом совещании Лукашенко отреагировал на это совершенно однозначно: он не позволит ломать созданную еще в 1994 г. структуру финансирования всех ветвей власти, которой отдано в ведение Управделами президента. И подчеркнул, что это было сделано для того, чтобы "не допустить разбазаривания тех небольших денежных средств, которые выделяются на содержание высших государственных органов".
Что же касается обещанного расширения действительных властных функций и полномочий парламента, то, похоже, и здесь депутатам ничего уже не светит. Президент четко дал понять, что "не пойдет на нарушение принципа разделения властей и ни на какие ухищрения, сопутствующие этому". Он откровенно заявил, что опасается цепной реакции по переделу власти в республике: "Нельзя разбалансировать ветви власти, чтобы не допустить дестабилизации обстановки". Более того, он потребовал от депутатов и "корректности" во взаимоотношениях с правительством, от которого он, оказывается, в последнее время получает достаточно много жалоб на неуважительное отношение и выпады со стороны парламентариев.
Но наивно было бы всерьез думать, что президент в действительности напуган требованиями депутатов поделиться властью. Скорее его резкие заявления были адресованы той небольшой части депутатского корпуса, которую белорусская пресса именует парламентской оппозицией. Координатор белорусской общественной инициативы "Хартия-97" Андрей Санников в комментарии для "НГ" высказал мысль, что "Лукашенко неспроста сделал акцент именно на том, что все мы уже живем в президентской республике". "Сегодня у нас отсутствует институт разделения властей как таковой, - считает эксперт. - Ведь в том же контексте следует рассматривать и вопрос судебной власти, которая как независимая отсутствует в стране полностью - все подчиняется звонкам и приказам "сверху".
Но дело еще и в том, что нынешний состав парламента, как показывает практика последних двух лет, не способен в полной мере использовать те, пусть и незначительные, полномочия, которыми он наделен по действующему законодательству, без оглядки на президента. В этом смысле весьма показателен пример с окончательным утверждением на первом же заседании нынешней осенней сессии довольно спорного и скандального законопроекта "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" ("НГ" писала об этом на прошлой неделе). Ведь с учетом его жесткой критики в обществе депутаты вполне могли отложить рассмотрение этого законопроекта и заняться внесением в него "смягчающих" корректив. И это только самый свежий пример подобного рода. Так что, похоже, белорусскому парламенту самому выгодно находиться в "кармане" у президента. И подыгрывать последнему, когда он делает вид, что хочет расширить полномочия своего (буквально) законодательного органа.
Минск