В субботу белорусский президент Александр Лукашенко должен подписать самый скандальный национальный законопроект последних месяцев "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях". В этот день истечет десятидневный срок, отведенный белорусскому президенту как последнему звену в цепи субъектов законодательного права для вынесения судьбоносного решения. Проект, напомним, устанавливает определяющую роль Православной Церкви в духовном развитии государства, все остальные конфессии остаются как бы на задворках этого процесса.
Верхняя и нижняя палаты парламента страны свои вердикты вынесли раньше, утвердив законопроект практически единогласно на фоне призывов общественности и "неправославных" религиозных организаций отклонить данный документ.
Любопытно, что будущий закон в определенной степени шокировал даже специалистов Комитета госбезопасности Белоруссии. Они сочли своим долгом предупредить народных избранников о том, что принятие упомянутого закона в его нынешнем виде чревато возникновением межрелигиозных конфликтов в белорусском обществе. Основную их тревогу вызывала декларируемая норма о том, что в определенных случаях религиозная организация может быть ликвидирована по решению ее учредителей или по решению суда. Учитывая тот факт, что суды в Белоруссии действуют стремительно и жестко, тревога белорусских кагэбэшников, которым, видимо, и придется применять силовые методы в отношении проштрафившихся конфессий, представляется более чем обоснованной.
Однако ни доводы КГБ, ни призывы общественности подавляющее большинство парламентского корпуса не убедили. А председатель Комитета по делам религий и национальностей при Совете министров Станислав Буко сообщил, что в поддержку документа в Совет Республики поступило более 200 тыс. подписей. То, что это в основе своей подписи православных верующих, Буко не смущает. К "чуждым религиям" Буко не причисляет Православную и Римско-Католическую Церкви, мусульманское и еврейское объединения, а также евангелистов и лютеран - "это перечень наших традиционных религий". Разумеется, шквал критики со стороны практически всех религиозных конфессий, действующих в Белоруссии (а критика эта очень активно сопровождала прохождение проекта), минские власти предпочитают игнорировать.
Нареканий не последовало лишь со стороны Русской Православной Церкви. Впрочем, обратное было бы удивительно, ведь на законодательном уровне устанавливается "определяющая роль православия в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа". Более того, в интервью агентству религиозной информации "Благовест-инфо" митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет заявил, что Православная Церковь оценивает проект нового закона "исключительно положительно". "Ничего недемократического в преамбуле закона, за которую идет борьба", он не видит.
Исполнительный директор Белорусского Хельсинкского комитета (БХК) Олег Гулак так прокомментировал для "НГ" сегодняшнюю ситуацию: "У меня такое впечатление, что писали и принимали этот закон люди, понятия не имеющие о свободе вероисповеданий. Ясно, что проект писался специально под деятельность Русской Православной Церкви. В нем даже терминология соответствующая - "братство", "сестричество" и так далее. И я думаю, что нехристианские религии будут испытывать проблемы в применении этого закона".
Вчера Александр Лукашенко сказал, что скорее всего подпишет закон, который, по его мнению, является сбалансированным документом. По его оценке, законопроект "расставил все точки над "i" окончательно, а также определил роль, место любой конфессии, действующей в государстве".
Очевидно, что количество зарегистрированных конфессий и религиозных организаций в Белоруссии в ближайшее время существенно сократится. Те же, которым не удастся перерегистрироваться (а это коснется прежде всего последователей нехристианских учений), вынуждены будут "удалиться" из Белоруссии. Другие же, вероятно, уйдут в подполье. И тогда в дело по их изгнанию из страны вступит КГБ...
Минск