Летняя сессия Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ, которая проходит в эти дни в Берлине, приняла решение отложить рассмотрение вопроса о восстановлении статуса белорусских парламентариев в этой межпарламентской структуре до зимы. Это решение поддержали 28 делегаций национальных парламентов, за исключением России, Армении и Швейцарии. В то же время в минувший понедельник Политкомитет ПА утвердил проект резолюции, предложенный США, по ситуации в Белоруссии. Об этом "НГ" сообщил из Берлина руководитель делегации Консультативного совета оппозиционных политических партий (КСОПП), председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.
Таким образом, перелома в отношениях Белоруссии с ПАСЕ не произошло - концепция "пустого кресла", применяемая сегодня к Белоруссии, пока остается в силе. Впервые же подобная санкция была применена еще в феврале прошлого года в Вене, когда полномочия делегации оппозиционного Верховного Совета Белоруссии 13-го созыва, ранее представлявшей республику в этой авторитетной европейской структуре, были признаны утратившими силу. Но и делегация ныне действующего двухпалатного парламента - Национального собрания Республики Беларусь также не смогла получить международный депутатский мандат. С тех пор на заседания ПА ОБСЕ регулярно приглашаются две делегации из Белоруссии: одна представляет интересы не признанного Европой Национального собрания РБ, другая - КСОПП.
Нынешнее же решение ПА ОБСЕ наблюдатели уже расценили не столько как поражение официальной белорусской делегации в лице представителей обеих палат Нацсобрания, сколько как победу оппозиционных делегатов. А тот же Лебедько вообще расценивает упомянутое берлинское решение как "огромный успех белорусской оппозиции" (впрочем, любые свои успехи белорусская оппозиция, излишне не скромничая, всегда подает как "большие" и "огромные"). По его словам, "официальная парламентская делегация делала упор на позицию президента ПА Адриана Северина и руководителя специальной рабочей группы по Белоруссии Уты Цапф, наша же стратегия заключалась в работе с национальными делегациями. Чей подход оказался эффективнее - убедительно показали результаты голосования". Лебедько можно понять: ведь интересы официального Минска на этой сессии всецело поддерживал руководитель российской делегации Геннадий Селезнев, "но и это не помогло".
Серьезным ударом по позициям делегации Нацсобрания можно считать и принятие Политкомитетом ассамблеи проекта резолюции о политической ситуации в Белоруссии. Текст ее был настолько жестким, что даже представители от оппозиции назвали его таковым. В документе, помимо традиционной озабоченности "состоянием гражданских свобод, продолжающейся травлей независимых СМИ" и т.п., содержится и кое-что новое. Руководство ПА, пожалуй, впервые публично высказывает обеспокоенность тем, что "высокопоставленные белорусские официальные лица, по-видимому, были замешаны в осуществленных по сговору убийствах видных деятелей оппозиции", а также тем, что "Беларусь снабжает смертоносной военной техникой террористов и страны, предоставляющие террористам убежище". Впрочем, следующие за этим призывы к руководству Белоруссии, включая и требование "положить конец своей самоизоляции, проведя свободные и честные парламентские и президентские выборы", были традиционными.
Стоит, правда, отметить, что данный проект резолюции пока одобрен лишь Политкомитетом ПА ОБСЕ. А это вовсе не означает, что он будет поддержан на самой сессии, которая намерена рассмотреть данный вопрос в последний день своей работы, то есть сегодня. Ведь позиции ОБСЕ в Минске, мягко говоря, ослаблены. И нет никакой гарантии, что на подобную резкость Лукашенко не отреагирует еще более резко, и ОБСЕ придется убраться из Белоруссии раньше, чем эта организации того хочет.
Минск