Новая редакция законопроекта "Об обороне", который в минувшую среду рассматривался в нижней палате белорусского парламента уже в четвертый раз только за последние две недели, наконец получил поддержку депутатского корпуса. В кои-то веки белорусские парламентарии отказались поддержать законопроект из-за статьи, которая напрямую касалась расширения полномочий белорусского президента. Разработчики документа в лице экспертов Министерства обороны настаивали на сохранении нормы, которая бы наделяла главу государства правом единолично принимать решение о направлении белорусских военных за пределы страны для участия в боевых действиях и миротворческих военных операциях. Долгий спор двух сторон завершился лишь после их обоюдного согласия принять альтернативную редакцию статьи проекта.
Представлявший вниманию депутатского корпуса проект новой редакции закона "Об обороне" член постоянной комиссии парламента по национальной безопасности генерал Валерий Фролов, выступая перед своими коллегами, отметил, что принятие этого документа вызвано необходимостью приведения всей законодательной базы в военной сфере в соответствие с новой Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной Белоруссии, которые, кстати, и были приняты нынешним составом Национального собрания. Из чего уже вытекало, что особых претензий к разработчикам законопроекта "Об обороне" у депутатов быть не могло - документ готовился в строгом соответствии c Концепцией и Военной доктриной. Тем не менее, когда парламентарии добрались до рассмотрения злополучной статьи 5 законопроекта, в которой шла речь о полномочиях президента по обеспечению обороны страны, выяснилось, что с момента рассмотрения документа в первом чтении в нем появилось весьма существенное дополнение: внесенная поправка наделяет президента страны правом лично принимать решение о направлении военнослужащих за пределы Белоруссии для участия в боевых действиях и международных военных операциях.
Долгое время считалось, что белорусские военнослужащие, несмотря на участие Белоруссии в различных международных соглашениях в области военного сотрудничества наподобие того же ДКБ, не имеют права участвовать в каких бы то ни было военных операциях за пределами страны. Во многом подобной трактовкой законодательства белорусские военные были обязаны Александру Лукашенко, который неоднократно заявлял, что белорусские солдаты никогда не будут служить ни в одной горячей точке на территории России, несмотря на "союзнические" отношения с ней. То же самое белорусский лидер продолжал утверждать даже после создания совместной группировки войск, мотивируя это тем, что участие белорусских военнослужащих в каких-либо боевых действиях за рубежом запрещено Конституцией РБ.
Однако в ходе длительной дискуссии парламентарии пришли к мнению, что Конституция не содержит четкой юридической нормы, запрещающей белорусским военным принимать участие в военных операциях за пределами республики. Хотя справедливости ради стоит заметить, что подобная норма все же содержится в белорусском законодательстве. Несколько лет назад еще Верховным Советом РБ по этому вопросу было принято специальное постановление, которое пока никто не отменял.
Разобравшись с трактовкой соответствующей нормы Конституции, депутаты пришли к выводу и о том, что в Основном законе страны ничего не говорится о праве главы государства на принятие решений о направлении белорусских вооруженных сил за рубеж. В итоге после первой попытки рассмотреть документ во втором чтении депутаты приняли решение отправить законопроект "Об обороне" на доработку в комиссию по национальной безопасности для дополнительного изучения этого вопроса с привлечением представителей Конституционного суда.
Не принесли успеха и две другие попытки разработчиков провести документ через парламент. В ходе уже четвертого по счету рассмотрения законопроекта палата представителей согласилась принять законопроект во втором чтении только после того, как из статьи 5 были исключены слова "в боевых действиях", а также добавлена норма, согласно которой участие белорусских военных в выполнении международных соглашений и миротворческих операций за пределами Белоруссии возможно только с их личного (подтвержденного письменно) согласия.
Впрочем, термин "миротворческая операция" может при необходимости трактоваться достаточно широко. К примеру, антитеррористическая операция в Чечне вполне подходит под эту формулировку┘
Минск