Сотрудничество государств Центральной Азии с Соединенными Штатами и НАТО за последние месяцы имеет явно выраженную тенденцию к усилению. Отметим, что после распада СССР руководители центральноазиатских стран неустанно стремились наладить как можно более тесное взаимодействие с Вашингтоном и Брюсселем, поскольку оказались неспособны собственными силами решить возникшие после обретения независимости экономические и социальные проблемы, а Россия на современном этапе явно не в состоянии оказать им действенную помощь. При всех нюансах стратегия лидеров этих государств исходит в целом из необходимости добиться масштабных финансовых вливаний из-за рубежа взамен на прокладку маршрутов экспорта нефти и газа в обход России, а также реализацию планов создания евроазиатского транспортного коридора (нового Великого шелкового пути).
Американцы же, например, явно стремятся поставить под свой контроль нефтегазовые ресурсы бассейна Каспийского моря, Центральной Азии и Казахстана. Не случайно, что уже сейчас в Кабуле самую активную деятельность развернула калифорнийская фирма "Юникап", ранее вложившая значительные средства в разработку технико-экономического обоснования газопровода из Туркмении к Индийскому океану через Афганистан и Пакистан. В результате США смогут держать в руках поставки центральноазиатского сжиженного газа в Южную и Северо-Восточную Азию.
В продвижении своих интересов в Центральной Азии американцы делают главную ставку на Узбекистан, что отнюдь не удивительно. Обладая наибольшим военным потенциалом, занимая срединное географическое положение среди бывших советских среднеазиатских республик, эта страна по праву считается ведущей в данном регионе, а потому играет активную роль в развитии здешней военно-политической обстановки.
Контртеррористическую операцию "Несокрушимая свобода" узбекское руководство, судя по всему, сочло для себя подлинным даром небес: в частности, предполагается оснащение национальной армии современными образцами вооружения и военной техники в соответствии со стандартами НАТО, создание с помощью США собственной производственной базы по их ремонту и выпуску некоторых видов ВВТ. Планируется также развернуть единую интегрированную систему связи и приступить к разработке новой системы противовоздушной обороны.
Другие члены НАТО также рассматривают ряд проектов оказания Узбекистану помощи в военно-технической сфере. Среди приоритетов - подготовка подразделений сил специальных операций, в первую очередь поисково-разведывательных и горных подразделений, предназначенных для уничтожения бандформирований. Так, Великобритания и Турция намерены оказать содействие в создании учебного центра в рамках программы "Партнерство ради мира". Канада готова профинансировать приобретение для Узбекистана снаряжения для разминирования, а Нидерланды - медицинского оборудования и лекарственных препаратов. Между представителями Лондона и Ташкента прошли консультации по вопросам перспективного сотрудничества между министерствами обороны двух стран. Правда, в отличие от многих других стран Североатлантического альянса вопросы предоставления Великобританией военной помощи зарубежным государствам требуют долгой процедуры утверждения и обязательного одобрения парламентом. Поэтому, считают наблюдатели, она вряд ли будет оказана в значительном объеме.
Между тем в разные времена в Центральной Азии было заложено немало "мин" замедленного действия. У того же Узбекистана существует много проблем этнического и территориального характера с Афганистаном, Таджикистаном, Туркменией и Киргизией. Их корни лежат в прошлой принадлежности части этих государств единому Бухарскому эмирату, разделение которого началось еще во второй половине XIX в. и завершилось в годы советской власти. Эти противоречия являются реальными источниками возможных конфликтов в регионе.
Серьезные проблемы сохраняются в отношениях между государствами Центральной Азии и в экономической области, например, в области взаимных расчетов за поставку энергоносителей, а также таможенного регулирования транзитных перевозок и водопользования. Для разрешения обострившихся противоречий все чаще применяются методы давления. Так, Ташкент вопреки имеющимся договоренностям неоднократно прекращал подачу газа в Казахстан, Киргизию и Таджикистан, требуя от них немедленной выплаты накопившейся задолженности. В ответ на такие действия Астана повысила таможенные пошлины на узбекские товары. Бишкек, в свою очередь, потребовал от узбеков оплачивать валютой воду, подаваемую из Токтогульского водохранилища на хлопковые плантации Ферганской долины, и пригрозил существенно сократить ее сброс в период интенсивного полива.
Таким образом, ставка Вашингтона на Ташкент как на основного партнера и проводника своей политики в регионе может привести к резкому увеличению военного потенциала Узбекистана и нарушит существующий баланс сил. Это может способствовать формированию у президента РУ Ислама Каримова и его окружения иллюзии о возможности разрешения иных споров с соседними государствами силовыми методами, что создаст предпосылки для возникновения новых очагов напряженности, способных перерасти в открытые вооруженные конфликты.
А Ташкент и без того не прочь порой поиграть мускулами. В частности, в настоящее время усилены группировки узбекских вооруженных сил в сопредельных с Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном районах. Данные действия сопровождались заявлениями о необходимости укрепления границ в связи с возможным вторжением незаконных вооруженных формирований исламистов. Особую озабоченность вызывает обострение приграничных проблем между Узбекистаном и Таджикистаном.
В общем, американцы и натовцы, пытаясь обосноваться в Центральной Азии, могут оказаться в настоящем растревоженном пчелином улье. Но президент Каримов "кует железо пока оно горячо": он намерен закрепить статус Узбекистана как привилегированного союзника Вашингтона в регионе, использовать возросший интерес США к республике для расширения гарантий ее безопасности, решения экономических проблем, а также нейтрализации группировок исламистов. По мнению Каримова, в настоящее время формируются благоприятные условия для укрепления влияния Ташкента в регионе целом и Афганистане в том числе, позволяющие Ташкенту стать арбитром не только в Центральной, но и в Южной Азии.