В середине апреля на территории Киргизии и Таджикистана состоятся войсковые учения Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР) под условным наименованием "Юг-Антитеррор-2002". Их цель - отработать вопросы взаимодействия органов управления и действия подразделений на случай отражения агрессии. Руководить учениями будет командующий КСБР ЦАР российский генерал Сергей Черномордин. Всего же в маневрах должны принять участие более 1000 военнослужащих и около 300 единиц техники.
Аксиомой для боевой подготовки войск является тот факт, что уровень и значимость учений, помимо поставленных целей и задач, определяется количеством задействованных сил и средств, уровнем представительства органов управления. Как видно, в предстоящем мероприятии изъявили желание принять участие только три государства Содружества - Россия, Таджикистан и Киргизия. С этих позиций оно в лучшем случае "тянет" на уровень полковых учений с боевой стрельбой. Поэтому, по оценке военных экспертов, учения со столь громким названием и с таким мизерным составом в нынешних реалиях больше похожи на не совсем удачную пиаровскую акцию.
Между тем для государств Центральной Азии угроза прихода к власти исламских фундаменталистов по-прежнему актуальна, так же, как и проблема укрепления режима личной власти нынешних региональных лидеров. Поэтому, казалось бы, вопрос обучения и проверки формирований вооруженных сил должен стоять на первом месте.
Но провозгласившая нейтралитет с момента своего образования Туркмения рассчитывает лишь на собственные силы, а доставшегося от Советского Союза военно-технического имущества, как рассчитывает Туркменбаши, хватит еще лет на 20-25. Тогда можно будет и об укреплении военной составляющей подумать.
Несколько, правда, отличается ситуация с Узбекистаном. После того как в начале 1990-х гг. российское руководство проигнорировало предложение президента страны Ислама Каримова о создании единых вооруженных сил на территории Содружества, обидевшиеся потомки Тамерлана вначале бросились в объятия Анкары, но очень быстро разочаровались. Многочисленный десант узбекских военных, высадившихся на турецкой земле, покинул ее после весьма непродолжительного пребывания. До сих пор нет полной ясности: то ли уровень турецкой армии не устроил узбекских военнослужащих, то ли узбекские военнослужащие не отвечали требованиям турецкой армии.
Тут же на горизонте появились французы, немцы и, конечно же, американские друзья. Выбор у Ислама Каримова был. В конце 1990-х гг. было принято решение пригласить военных инструкторов из-за океана. Их основные усилия направлялись на подготовку подразделений специального назначения. Но пока в реальных боевых действиях узбекские военнослужащие не участвовали, и поэтому трудно судить об уровне их боевой выучки. Сейчас обученный американцами личный состав узбекского спецназа, как правило, в весенне-летний период осуществляет поиск периодически появляющихся в горах под Ташкентом отрядов боевиков Исламского движения Узбекистана.
А вот отказ от участия в апрельских мероприятиях казахских военнослужащих достаточно симптоматичен. Руководители Казахстана неоднократно заявляли о желании создать единые вооруженные силы СНГ. Однако события последнего времени говорят о том, что Казахстан теперь тоже не прочь воспользоваться помощью Вашингтона. Видимо, в планы Астаны уже не входит интеграция в рамках военных структур Содружества. Только этим можно объяснить факт отказа Казахстана от участия в подобном мероприятии.
Традиционное минимизированное присутствие киргизских и таджикских военнослужащих - лишь слабое утешение. По оценке экспертов, это свидетельство полного развала военной составляющей Договора о коллективной безопасности и, следовательно, переориентация военной интеграции элит центральноазиатских государств от России к Соединенным Штатам и их западноевропейским союзникам.