На прошлой неделе на рабочем совещании экспертов стран СНГ был одобрен проект соглашения о введении должности специального представителя (главы миссии) по предотвращению и урегулированию конфликтов на территориях государств Содружества. Специальный представитель будет назначаться Советом глав государств по представлению его кандидатуры Советом министров иностранных дел СНГ.
Как рассказал корреспонденту "НГ" советник департамента по политической и миротворческой деятельности Исполкома СНГ Михаил Шалимо, специальный представитель будет нести ответственность за политические аспекты операций по поддержанию мира в горячих точках на территории Содружества. Он будет координировать усилия в урегулировании конфликта с миссиями ООН и ОБСЕ; анализировать ситуацию в зоне конфликта и готовить предложения по его урегулированию для рассмотрения Советом глав государств и Советом министров иностранных дел СНГ, проводить консультации с руководством сторон для поиска путей урегулирования конфликта, оказывать посреднические услуги. Кроме того, по словам Михаила Шалимо, проект соглашения предусматривает, что в случае необходимости в зону конфликта может быть направлена и миротворческая миссия СНГ, которой, как предполагается, и будет руководить специальный представитель по урегулированию конфликтов.
Для понимания сути создаваемого в рамках СНГ института спецпредставителя уместно провести аналогию с существующими уже консультативно-наблюдательными группами ОБСЕ, которые сегодня уже работают во многих странах мира. Очевидно, что экспертами СНГ при разработке института спецпредставителя была взята за образец именно деятельность этих миротворческих миссий, что, собственно говоря, и подтвердил г-н Шалимо. Однако при этом он подчеркнул, что, несмотря на пристальное изучение опыта деятельности миссий ОБСЕ, правовая база соглашения готовилась исключительно экспертами Содружества.
Документ будет вынесен на рассмотрение национальных парламентов стран - участниц Содружества. Дело в том, что вопросы, касающиеся неприкосновенности спецпредставителя, его льгот и иммунитета, предоставляемых в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. и предусмотренных документом, не урегулированы российским законодательством. Эта проблема может быть решена подписанием договора или соглашения, с последующей ратификацией.
Минск