Переговоры Аслана Абашидзе в Москве с министром иностранных дел РФ Игорем Ивановым проходят в режиме, близком к дипломатической секретности. Но симптоматично, что в МИДе не стали отрицать, что абхазский лидер прибыл в Россию сугубо в качестве специального представителя президента Шеварднадзе по урегулированию грузино-абхазского конфликта. Что объясняет предмет визита, но не цели поездки.
Вопрос в том, чего именно ожидает Тбилиси от возобновления переговорного процесса. Видимо, далее тянуть с переговорами Эдуард Шеварднадзе не мог - терпение беженцев на исходе, их акции протеста могут дестабилизировать ситуацию в стране. Визит Абашидзе должен успокоить страсти. Помимо этого международное сообщество не собирается участвовать в возможной силовой акции против Сухуми. ООН не склонна вводить в регион миротворческие силы, считая, что военных наблюдателей вполне достаточно.
В этих условиях Шеварднадзе, вероятно, решил попытаться вновь опереться на Россию в решении проблем своей страны. Например, уговорить Кремль заставить Сухуми отвести свои войска от нынешней линии прекращения огня, освободив Гальский район. Если взамен Тбилиси согласится не педалировать вопрос о выводе российских военных баз, Москва может пойти на сделку. И если новые нюансы грузинской политики не являются игрой, призванной обеспокоить и тем активизировать западных союзников, Москва вполне способна поверить в возможность восстановить свои прежние позиции в Грузии.
Пока же Россия вновь становится основным коспонсором миротворческого процесса в Абхазии, и это - главное достижение. Констатация этого сама по себе станет основным результатом визита Абашидзе, поскольку подвижек ожидать пока рано. Однако для возобновления диалога и этого немало. Тем более что содержание консультаций Аслана Абашидзе с Игорем Ивановым, несомненно, окажет влияние на ход начинающихся в понедельник в Сухуми переговоров госминистра Грузии Джорбенадзе с абхазским премьером Джергения.