Реакция официального Сухуми на очередную миротворческую инициативу ООН свидетельствует, что позиции противоборствующих сторон не только не сблизились, но продолжают расходиться все дальше. Абхазский премьер Анри Джергения выдвинул заведомо трудновыполнимые для Тбилиси предварительные условия для возобновления прямого переговорного процесса: вывести войска из Кодорского ущелья и гарантировать, что "лесные братья" перестанут партизанить в Гальском районе. Кстати, эти условия оформлены соответствующими договоренностями, но на практике не реализуются.
Более того, в Сухуми просто отказались ознакомиться с текстом резолюции СБ ООН по разграничению полномочий между Грузией и Абхазией. Это означает, что Сухуми в принципе отвергает саму возможность дискуссии относительно возвращения самопровозглашенной республики в состав грузинского государства. По словам представителя постпредства Абхазии в Москве, "переговоров о статусе не будет никогда" и речь может идти лишь о диалоге двух равноправных государств. Таким образом, даже идея конфедеративного "общего государства", поддерживаемая международными посредниками и некогда достаточно благосклонно воспринимавшаяся в Сухуми, ныне реализована быть не может.
Разумеется, неуступчивость абхазской стороны не найдет понимания ни на Западе, ни в Москве, которая, насколько можно понять, готова начать трудный процесс нормализации своих взаимоотношений с Грузией. В свете недавнего согласия Тбилиси на сотрудничество с Россией в наболевшем вопросе возвращения чеченцев, находящихся в Панкисском ущелье, можно с уверенностью сказать, что Смоленская площадь весьма прохладно воспримет реакцию Сухуми на очередную резолюцию ООН, за которую РФ также голосовала в качестве постоянного члена Совета Безопасности.
Все это, однако, пока мало волнует самопровозглашенную республику, имеющую, кстати, договоры о сотрудничестве с целым рядом российских регионов - например, с Татарией, Башкирией, Адыгеей и некоторыми другими субъектами Федерации. В Сухуми не без оснований напоминают, что в мире было и есть немало государств, которые прекрасно обходятся без официального международного признания, как, скажем, Тайвань. Здесь вполне готовы к тому, что нынешнее положение может просуществовать еще очень долго, и склонны думать, что, как заявил Анри Джергения, "вопросы взаимоотношений с Грузией можно решать самим, без подсказки со стороны".
В непризнанной республике явно не верят, что в обозримой перспективе Грузия будет способна пойти на силовой вариант решения проблемы. А причины очередного обострения трактуют достаточно просто: по мнению абхазских дипломатов, Тбилиси пытается в преддверии курортного сезона создать напряжение, чтобы отвадить от Абхазии потенциальных отдыхающих. Ведь от потока туристов из России во многом зависят бюджет республики и уровень жизни ее населения.