В последнее время вновь начинают звучать тревожные сообщения о ситуации на таджикско-афганской границе. В частности, наблюдатели обращают внимание на явную активизацию отрядов Исламского движения Узбекистана (ИДУ). В конце прошлой - начале нынешней недели имели место факты обстрелов боевиками таджикских погранпостов и иных объектов. Напомним, что подразделения ИДУ в свое время были созданы узбекскими фундаменталистами Тахиром Юлдашевым и Джумабоем Ходжаевым (Намангани), целью которых было свержение светского режима Ислама Каримова в Ташкенте и создание исламского халифата с центром в Ферганской долине.
Далеко идущими планами экстремистов предусматривалось объединение в границах этого образования едва ли не всех постсоветских государств Центральной Азии. Последнее обстоятельство сплотило в единый антитеррористический фронт страны региона, которые в иных случаях отнюдь не отличаются заметной согласованностью действий.
Боевики ИДУ (а в отрядах бывшего советского десантника Намангани, кроме узбеков, воюют наемники-арабы, чеченцы, татары, кабардинцы, башкиры и представители иных мусульманских народностей) принимали самое активное участие в гражданской войне в Таджикистане, а после установления в этой стране мира ушли к талибам в Афганистан и уже оттуда несколько раз проникали в горные районы таджикского Бадахшана и Киргизии, вновь и вновь пытаясь прорваться в Фергану. Однако всякий раз их удавалось остановить.
Имеются данные (см. "НВО", # 3, 2002 г.), что военно-политическое руководство ИДУ планировало очередную попытку прорыва в Фергану на лето нынешнего года. Эти планы были согласованы не только с "Талибаном" и "Аль-Каидой", но и с пакистанскими и саудовскими спецслужбами, которые все последние годы очень плотно опекали центральноазиатских экстремистов. Начало антитеррористической операции в Афганистане спутало все расчеты. Пятитысячная группировка Джумы Намангани была рассеяна в ходе боев под Кандагаром. Появились даже сообщения о гибели ее командира, однако теперь выясняется, что они скорее всего были инспирированы самим Ходжаевым, который на самом деле сумел скрыться.
В любом случае ясно, что дальнейшее пребывание в Афганистане бойцов ИДУ, уцелевших после столкновений с войсками Северного альянса и западными союзниками, вряд ли возможно. Афганцы, как известно, сурово настроены в отношении наемников. Поэтому единственная возможность для "бойцов халифата" избежать плена или гибели - поменять место дислокации. И если Намангани действительно жив, а Тахир Юлдашев продолжает осуществлять политическое руководство движением (скорее всего находясь в Саудовской Аравии или одной из стран Залива), то говорить об окончательной ликвидации боевого крыла ИДУ пока преждевременно. Напротив, нельзя исключать еще большей активизации вооруженных экстремистов, которые скорее всего постараются возобновить свои операции в Центральной Азии при поддержке заботливо созданной в течение последних лет широкой агентурной сети. И хотя страны региона немало сделали и делают для укрепления своей обороноспособности, из-за тяжелой экономической ситуации у экстремистов остается определенная поддержка в беднейших слоях населения. И если США действительно решат продолжить военную фазу операции за пределами региона, это лишь усилит антиамериканские настроения в ЦА.
Все это хорошо осознают не только в Бишкеке, Душанбе и Ташкенте, но и в Вашингтоне. Поэтому американская сторона будет продолжать оказывать своим новым союзникам военно-техническую и финансовую поддержку. Последние, в свою очередь, вряд ли будут настаивать на скорейшем уходе подразделений стран-союзников с их новых баз в Узбекистане и Киргизии. Наоборот, присутствие западных военнослужащих является мощным стабилизирующим моментом для региональных режимов в свете вновь актуализировавшейся угрозы появления в горах боевиков ИДУ.
Возможно даже, что американцы попытаются сколотить под своей эгидой региональный военно-политический блок с участием Узбекистана, Киргизии и, быть может, Таджикистана и Казахстана. Можно возразить, что эти государства (за исключением Узбекистана) уже являются членами Договора о коллективной безопасности (ДКБ) стран СНГ. Однако военные наблюдатели уже отметили удивительную индифферентность этой организации на фоне происходящих в регионе процессов. Не будет преувеличением сказать, что о ДКБ во всей этой ситуации если и вспоминали, то лишь в негативном контексте.
Пикантность формирующегося ныне расклада состоит в том, что некоторые союзники по ДКБ могут вскоре стать союзниками и в рамках иного альянса, контролируемого уже не Россией, а Западом. Хорошо, если эти блоки будут дополнять друг друга, усиливая гарантии безопасности для Центральной Азии и сопредельного геополитического пространства. Однако не факт, что подобное сотрудничество действительно сложится. Намного легче предположить, что дистанцирование государств региона от бывшей метрополии будет в этом случае происходить в ускоряющемся темпе, причем тем быстрее, чем более формальной структурой будет де-факто позиционировать себя ДКБ при явном равнодушии Москвы.