0
833
Газета СНГ Интернет-версия

02.02.2002 00:00:00

"Прощание славянки" как крик политической моды

Тэги: сша, трубопровод, средняя азия


Успех военной миссии США в Афганистане вновь реанимировал известную идею о строительстве большого экспортного трубопровода из Центральной Азии к побережью Аравийского моря. По словам официального представителя американского госдепартамента Ричарда Баучера, на которого ссылается азербайджанское агентство "Медиапресс", "такие разговоры действительно идут, но пока остаются неопределенными".

Давно известно, что официальный Вашингтон в качестве одного из приоритетов своей внешнеполитической деятельности видит диверсификацию маршрутов доставки энергоносителей из мест их добычи к потребителям. Это снижает уровень зависимости развитых промышленных государств от поставщиков нефти и газа. С учетом того, что, по оценкам экспертов, страны ОПЕК к 2020 г. будут контролировать не менее половины поставок углеводородного сырья, эта проблема в ближайшей перспективе неизбежно актуализируется. Существует даже версия, что атака террористов на Нью-Йорк и Вашингтон стала лишь удобным поводом для кардинального расширения американского военно-политического присутствия в Центральной Азии и на Южном Кавказе, а истинной причиной беспрецедентной активизации США в этом районе мира являются интересы, связанные с обеспечением энергетической безопасности страны и ее долгосрочных геополитических интересов.

Это обстоятельство заставляет официальный Вашингтон настойчиво "продавливать", в частности, идею строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому предполагается направить на Запад значительную часть казахстанской нефти. А для экспорта энергоносителей из Туркмении и, возможно, Узбекистана приемлемым выглядит более короткий маршрут, берущий начало в Каракумах и через Афганистан и Пакистан доходящий до Индии. Заметим, что все указанные страны также являются импортерами углеводородного сырья, что заметно повышает их заинтересованность в реализации этой кажущейся пока фантастической идеи. Но, по-видимому, американской дипломатии сегодня она не кажется слишком уж фантастической: тема вновь была поднята в ходе недавних переговоров помощника госсекретаря США Элизабет Джоунс с президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым.

Любопытно, однако, что об этом маршруте некоторые западные, в том числе и американские, политики заговорили отнюдь не сегодня, а еще в период нахождения Кабула под властью талибов. Считалось, что их режим способен обеспечить тот уровень правопорядка в стране, который гарантирует безопасность будущей стройки. В этом свете объяснимы и попытки Ашхабада поддерживать с талибами по возможности корректные взаимоотношения. Однако непрекращающиеся бои с подразделениями Северного альянса не позволяли всерьез рассуждать о практическом воплощении идеи.

Очевидно, что до полного умиротворения в Афганистане далеко и сегодня. И дело не только в существовании остаточных боевых групп "Талибана" и "Аль-Каиды". Не меньшую (если не основную) опасность для стабильности страны представляет продолжающееся соперничество полевых командиров и племенных вождей. Поэтому ясно, что основная задача западных миротворцев будет решена еще не скоро. Да и в любом случае пройдет очень много времени, пока охрану такого стратегического объекта, каким неизбежно станет будущий нефтепровод, можно будет доверить местным силам.

Думается поэтому, что все последние заверения американских дипломатов и военных в том, что Вашингтон готов вывести свои силы из региона сразу после того, как здесь установится прочное спокойствие, подразумевают весьма далекую перспективу. Это может произойти только после того, как государства региона продемонстрируют политическую волю и способность полноценно участвовать в процессе глобализации, а также докажут свою способность противостоять опасности религиозного фундаментализма.

Если трубопровод будет построен, это позволит Вашингтону решить помимо экономических сразу несколько первостепенных политических задач. "Посадив" Афганистан, Пакистан и частично Индию на "иглу" центральноазиатских нефти и газа, а постсоветские страны Центральной Азии на доходы от экспорта и транзита энергоносителей, Америка, как основной гарант функционирования этого маршрута, значительно усилит свои позиции во всем обширном регионе от Закаспия до южного побережья Аравийского моря. Одновременно будет создана серьезная конкуренция для ОПЕК и России. Немаловажно для американской дипломатии и то, что в таком раскладе уменьшится транзитная привлекательность Ирана, что способно привести к определенному дистанцированию стран региона от Тегерана.

"Трубопроводные" планы Запада в случае их реализации способны кардинальным образом изменить весь геостратегический расклад вдоль южных рубежей России. В частности, так называемое ближнее зарубежье может стать дальним намного раньше, чем принято считать в Москве, где все еще в ходу прекраснодушное мнение, будто "никуда они от нас не денутся". Впрочем, если России действительно нечего противопоставить в экономическом и политическом плане новым тенденциям на постсоветском пространстве, то утешаться, видимо, остается лишь наивными мифами имперского происхождения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
582
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2303
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1518
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1147

Другие новости