После того как военнослужащие западных государств закрепились (скорее всего надолго) в странах Центральной Азии, вопрос о возможном появлении баз Североатлантического альянса на постсоветском пространстве перешел из разряда гипотетических в практическую плоскость. При этом очень вероятно, что НАТО будет развивать свою активность не только на среднеазиатском, но и на южнокавказском направлении. Ведь укрепление структур, призванных противостоять международному экстремизму, должно происходить повсеместно, и уж тем более там, где опасность терроризма действительно является не умозрительной.
Так, например, в течение нескольких последних лет на территории Азербайджана действовали группировки и организации, тесно связанные с чеченскими сепаратистами. Официальный Баку практически не препятствовал их антироссийской деятельности. Это было нетрудно - Запад резко критиковал Москву за кампанию в Чечне и, разумеется, молчаливо одобрял поддержку, в той или иной степени оказываемую сепаратистам отдельными государствами ближнего и дальнего зарубежья.
После 11 сентября прошлого года ситуация изменилась кардинальным образом. Бывшие доброжелатели экстремистов моментально от них отвернулись. Турция заявила о готовности экстрадировать в Россию Мовлади Удугова, а азербайджанские спецслужбы в последнее время провели несколько громких операций против действующих на территории их страны группировок экстремистского толка. А в начале зимы в Баку с большой помпой была пресечена деятельность регионального отделения международной исламской экстремистской партии "Хизб-ут-Тахрир", руководители которой, как указывалось в официальных сообщениях по этому поводу, "готовили серию терактов на территории Азербайджана и Северного Кавказа".
В декабре Вашингтон приостановил действие поправки, запрещающей оказание американской помощи Азербайджану до тех пор, пока Баку не прекратит блокаду границ Армении. Одновременно администрация Буша добилась у конгресса разрешения оказывать странам Закавказья помощь в модернизации их вооруженных сил.
Вполне естественно, что проводником новой политики США в регионе была "назначена" Турция. Анкара немедленно приступила к модернизации военного аэродрома в грузинском городе Марнеули, причем никто не скрывает, что здесь будут базироваться турецкие ВВС. Кроме того, возможность дислокации турецких баз в Азербайджане обговаривалась на днях в Вашингтоне в ходе визита в Америку турецкого премьера Бюлента Эджевита. По некоторым данным, турки могут развернуть в Азербайджане сразу две базы - в Баку и Кюрдамире.
Скорее всего, как и в случае с появлением натовских военнослужащих в Узбекистане, Киргизии и Таджикистане, это будет происходить с полного согласия Кремля. Тем более что, идя навстречу Североатлантическому альянсу, азербайджанская сторона дальновидно не стала пренебрегать и региональными интересами России. Баку согласился пролонгировать до 10 лет сроки пребывания на своей территории Габалинской РЛС - объекта, имеющего принципиально важное значение для всей системы российской ПВО. Поэтому может случиться так, что в Азербайджане, как на Кубе, будут параллельно функционировать и натовский, и российский военные объекты.
По данным некоторых хорошо осведомленных источников, резкий рост турецкой активности в Закавказье в достаточно доброжелательном тоне обсуждался во время прошедшей встречи руководителя Генштаба Анатолия Квашнина с его турецким коллегой Хусейном Кыврыкоглу и министром обороны Турции Саббатином Чакмани. По-видимому, Россия уже не против того, чтобы поделиться своим геополитическим влиянием в Закавказье с Западом - так же как это происходит в ЦА.
Характерный штрих, косвенным образом подтверждающий сказанное. Хорошо представляя себе, что формирование новой военно-стратегической ситуации на Южном Кавказе неизбежно натолкнется на растущее недовольство Армении и Нагорного Карабаха, американские сенаторы начали "обработку" политической элиты армянской диаспоры в США. Армянских деятелей пытаются убедить в необходимости возобновить прерванный армяно-турецкий диалог в рамках двусторонней общественной комиссии по примирению. Излишне говорить, что от результатов этих бесед в очень большой степени будут зависеть размеры американской помощи Еревану и отношение властей США к армянскому лобби.