ВЧЕРА начался официальный визит в Армению президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе. Его переговоры с президентом Робертом Кочаряном проходят на фоне весьма сложных коллизий, возникших в последнее время в отношениях между двумя соседними государствами.
В Ереване, в частности, с большим беспокойством следят за событиями в Абхазии, и дело не только в том, что жертвами боевых действий в Кодорском ущелье стали многие жители Абхазии армянской национальности, хотя сам по себе факт их гибели вызвал в Армении крайне негативный резонанс. В Ереване очень опасаются, что дальнейшая дестабилизация внутриполитической обстановки в Грузии неизбежно скажется на транзитной функции этого государства. Между тем именно через грузинские порты Поти и Батуми, а также через Транскавказскую автомобильную магистраль Армения, блокированная с запада Турцией, а с востока - Азербайджаном, сегодня поддерживает связь с государствами СНГ и с Россией. Если грузинские дороги по тем или иным причинам станут недоступны, то это может не только крайне негативно отразиться на широких планах расширения армяно-российского сотрудничества в военно-промышленной сфере, но и в целом ввергнуть страну в новый экономический коллапс, поэтому в Ереване уже не скрывают серьезной тревоги.
Так, премьер-министр Армении Андраник Маркарян особо подчеркнул в этой связи, что положение в Грузии имеет тенденцию к обострению и "если это будет продолжаться, под угрозой окажется единственная дорога, связывающая нас с Европой и СНГ". Одновременно руководитель исполнительной власти республики отметил, что происходящие в Грузии процессы привели к обострению взаимоотношений армян Джавахетии с грузинскими властями. По его словам, последние, "пользуясь смутным положением, пытаются оказать давление на армян, попирают их элементарные права". По мнению армянского премьер-министра, новый закон о выборах в органы местного самоуправления крайне невыгоден армянской общине Джавахетии. "Грузинские власти намеревались разработать программу развития Джавахетии, однако опыт показывает, что, какие бы программы ни разрабатывались для наших, тем хуже становится их положение".
Эти откровения премьер-министра, которые еще совсем недавно стали бы сенсацией, сегодня в Ереване уже никого не удивили. Здесь хорошо известно, что Джавахетия, имеющая 150-тысячное армянское население, действительно находится на грани взрыва. Этому способствует полная оторванность края от остальной Грузии, постоянная неспособность Тбилиси решать насущные социально-экономические проблемы местного населения. Кроме того, здесь расположена российская военная база, на скорейшем выводе которой настаивают грузинские власти. Между тем армяне Джавахетии выступают за пролонгацию сроков дислокации базы в их крае. Во-первых, работа на базе для многих является единственным источником существования, а во-вторых, джавахетские армяне опасаются, что с уходом российских военных уже ничто не сможет сдержать произвол грузинских властей в их отношении.
На этом фоне в Ереване активизировались силы, традиционно требующие поставить в повестку дня вопрос о праве армян Джавахетии на самоопределение, при этом имеются все основания предполагать, что указанные силы сегодня активно ищут поддержки в определенных военно-политических кругах России. Как известно, крайне недовольны позициями Тбилиси и лично Эдуарда Шеварднадзе на внешнеполитической арене. Очевидно, что превращение Джавахетии во "второй Карабах" стало бы катастрофой для Армении. Между тем, однако, ясно и то, что положение в этом крае уже в обозримой перспективе способно стать ощутимым фактором внутриполитической жизни в Армении, и руководство страны не может с этим не считаться. Кроме того, некоторые ереванские наблюдатели намекают, что дальнейшее ухудшение ситуации в Грузии автоматически повысило бы значение Армении как наиболее последовательного и стабильного союзника Москвы в регионе Южного Кавказа.
Таким образом, переговоры в Ереване грузинского и армянского лидеров оказались нелегкими, а сам визит Эдуарда Шеварднадзе носит отнюдь не протокольный характер. Впрочем, даже если стороны сумеют достичь определенного взаимопонимания, выполнение любых договоренностей будет зависеть в первую очередь от способности грузинских властей реально контролировать обстановку в своей стране и влиять на разворачивающиеся процессы. Пока же в Ереване подобной уверенности нет, а это означает, что существующие в отношениях двух соседних государств проблемы могут со временем еще более обостриться.
Ереван