Полученная вчера "НГ" из надежных источников информация о смерти вице-президента Афганистана, командующего вооруженными силами антиталибского Северного альянса генерала Ахмад Шаха Масуда, к сожалению, находит подтверждение. Напомним, что девятого сентября на Масуда было совершено покушение боевиками "Талибана", арабами по национальности, которые проникли в его резиденцию под видом журналистов.
В сообщениях иранского радио и телевидения по этому поводу говорится, что об этом, в частности, сообщается в информации, поступившей из неназваного афганского источника. Известно, что Тегеран находится в крайне враждебных отношениях с режимом талибов, поэтому можно предположить, что иранская сторона не стала бы распространять сведения такого рода без очень серьезных на то оснований.
Кроме того, стало известно, что законным правительством Афганистана уже назначен новый командующий вооруженными силами Северного альянса. Им стал министр безопасности в правительстве Бурханудина Раббани генерал Мухаммад Фахимхан. Судя по некоторым данным, кандидатура Фахимхана была согласована с представителями ряда государств, поддерживающих Северный альянс (а это прежде всего Россия и Иран), и встретила их одобрение. Назначение нового военного лидера альянса стало еще одним косвенным доказательством смерти Ахмад Шаха Масуда, который, напомним, по нашим данным, скончался в одной из провинциальных больниц Таджикистана.
Генерал Фахимхан уже принял командование над войсками антиталибской коалиции. Этот 44-летний военачальник окончил теологический факультет Кабульского университета, с 1973 г. вместе с Масудом участвовал в сопротивлении режимам Дауда, Тараки, Кармаля и Наджибуллы. В годы противостояния советским войскам был одним из видных полевых командиров, командовал фронтом.
Вполне понятно, почему Северный альянс всячески оттягивает неприятный момент официального объявления о гибели "Панджшерского льва". Масуд был не только весьма талантливым полководцем, но и харизматическим лидером, вокруг фигуры которого удавалось консолидировать для борьбы с "Талибаном" самые разнородные силы. Именно благодаря полководческим талантам и политической пластичности Ахмад Шаха Северный альянс не только сохранял единство, но и не без успеха сдерживал все попытки талибов установить над Афганистаном тотальный контроль. Последнее обстоятельство, кстати, имеет очень большое значение для ситуации во всем Центральноазиатском регионе.
Нет сомнений, что гибель Ахмад Шаха Масуда (увы, об этом уже можно говорить с большой долей уверенности) крайне негативно повлияет на общеполитическую и военную обстановку. Достаточно вероятно возникновение проблем внутри Северного альянса, которые со временем способны привести если и не к распаду, то к ощутимому ослаблению антиталибской коалиции. Чисто военные факторы уже дали о себе знать: воодушевленные гибелью своего главного противника, талибы развернули широкомасштабное наступление на ряде направлений, причем отмечена их явная активизация в районе границы с Таджикистаном. Излишне напоминать, что полномасштабный выход подразделений "Талибана" на таджикскую границу будет означать, что между самой одиозной силой современности и постсоветским пространством уже нет никакой буферной зоны. Что, в свою очередь, значительно повышает вероятность постепенного втягивания в войну не только центральноазиатских стран, но и самой России.
Очевидно, что удавшееся покушение смертников-талибов на Масуда было одним из элементов общего плана международных экстремистов, направленного на дестабилизацию обстановки в планетарном масштабе. Но, посеяв ветер, талибы пожнут бурю, и, кажется, эта жатва не заставит себя долго ждать: во всяком случае, уже известно, что планы санации Афганистана разрабатываются отнюдь не только на Западе.