0
722
Газета СНГ Интернет-версия

12.07.2001 00:00:00

Цену урегулирования назовет Москва

Тэги: приднестровье, молдавия, россия


События последних дней заставляют предположить, что в "треугольнике" Россия-Молдавия-Приднестровье складываются новые, причем весьма любопытные и неоднозначные коллизии. Начавшийся 10 июля визит в Россию министра обороны Молдавии полковника Виктора Гайчука, приуроченный к проведению российско-молдавских военных учений на базе гвардейской танковой Кантемировской дивизии под Наро-Фоминском, вызвал разноречивые комментарии. Стало известно, что российские гвардейцы совместно с подразделением Второй мотопехотной бригады Национальной армии Молдавии тренируются в проведении миротворческой операции с упором на противодействие "незаконным вооруженным формированиям". Это немедленно породило версию, что под последними подразумеваются вооруженные силы самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республики. Кроме того, ряд высказываний полковника Гайчука дает все основания считать, что Кишинев сегодня рассчитывает на действенную поддержку Москвы в решении приднестровской проблемы, причем поддержку не только политическую.

По словам руководителя оборонного ведомства Молдавии, "мы надеемся на помощь и содействие РФ в разрешении приднестровского конфликта, а также хотели бы установить тесные контакты в области подготовки военных кадров". Кстати, насколько можно понять, договоренность об обучении молдавских военнослужащих в российских учебных заведениях уже достигнута в ходе встреч Виктора Гайчука с Сергеем Ивановым.

Все это уже само по себе вызвало нескрываемую обеспокоенность Тирасполя, который чем дальше, тем больше ощущает как ужесточение позиций Кишинева, так и потерю симпатий со стороны Москвы. Последнее, впрочем, понятно: приход к власти в Молдавии пророссийски настроенных коммунистов заметно понизил в глазах России ценность приднестровского режима, который потерял главный политический козырь в своем противостоянии с метрополией. Более того, противодействие Тирасполя миротворческим планам Кремля стало явно раздражать Москву, для которой принцип сохранения территориальной целостности государств по понятным причинам сегодня является едва ли не основным императивом внешней политики.

Правда, российские парламентарии на днях сделали попытку переломить тенденцию, направив обеим сторонам противостояния приглашение вступить в Союз России и Белоруссии. Но этот весьма неуклюжий и уж по крайней мере несвоевременный шаг, предпринятый, заметим, вопреки жесткому противодействию Евгения Примакова, еще более осложнил обстановку. Министр иностранных дел Молдавии Николай Черномаз назвал принятый Думой документ "унизительным и оскорбительным для Молдавии, так как президент непризнанной Приднестровской Республики ставится наравне с президентами государств. Кроме того, Дума берется решать за других, не учитывая, что нет никакого официального решения государственных органов Молдавии о присоединении к Союзу России и Белоруссии". Отсюда Кишинев сделал вывод, что Москва возвращается к политике двойных стандартов: "с одной стороны, сотрудничает с Кишиневом для восстановления территориальной целостности Молдавии, а с другой - поддерживает тираспольский сепаратистский режим".

В свете всего этого понятными становятся причины вчерашнего достаточно неожиданного блиц-визита президента Молдавии Владимира Воронина в Москву. Даже в официальных сообщениях по этому поводу не скрывается, что в центре его переговоров с Владимиром Путиным находится проблема вывода российских войск из Приднестровья в соответствии с решениями Стамбульского (1999 г.) саммита ОБСЕ. Тирасполь активно противится этому, призывая Москву в одностороннем порядке отказаться от взятых на себя обязательств. Разумеется, Кремль этого никогда не сделает, но тем более соблазнительной выглядит возможность установить с Молдавией отношения глубокого военно-стратегического партнерства, что позволило бы в перспективе исключить любые "неожиданности", связанные, в частности, с процессом продвижения НАТО на Восток. Понятно, что в этом раскладе российская войсковая группировка в Приднестровье большую часть своей значимости автоматически утрачивает. Как, впрочем, и сама Приднестровская Республика, для которой, насколько можно судить, наступают весьма и весьма сложные времена. Во всяком случае, можно не сомневаться, что российский президент постарается сгладить негативное впечатление, произведенное на потенциального союзника обращением Думы. Сделать же это можно только одним способом - дав понять, что дружба с Кишиневом для Москвы намного ценнее отношений со своевольным и непредсказуемым Тирасполем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2076
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1331
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
992
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1301

Другие новости